5.Ковчег Завета. Рон Уайетт

ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мария Нелл Уайетт

Исследование начинается

В 1978 году Рон и его сыновья Дэнни и Ронни осуществили две поездки к западному берегу Акабского залива на поиски частей от колесниц в Красном море. Они путешествовали через Израиль, так как в то время Синайский полуостров был под контролем Израиля и в то место, которое Рон предполагал, является местом пересечения Красного моря при Исходе, можно было попасть, направляясь из Израиля, а не из столицы Египта Каира.

Во время второго путешествия Рон получил очень болезненный урок. Он часами плавал, исследуя морское дно на глубине приблизительно 9 метров, полагая, что вода защитит его от вредных солнечных лучей. Однако этого не произошло, и в результате его ноги и ступни болезненно опухли до такой степени, что он не мог одеть ласты.

Будучи больше не в состоянии нырять, и не имея поблизости места, где можно было бы остановиться, Рон и его сыновья вернулись в Иерусалим, чтобы дождаться отправления своего рейса из Тель-Авива в США.

В Иерусалиме, после того как опухоль на ногах Рона немного спала, он решил осмотреть достопримечательности в районе гостиницы, где он остановился рядом с Дамасскими Воротами. Прогуливаясь вдоль древнего каменного карьера, известного всем как «Голгофа», он беседовал с представителем местных властей о древнеримских антиквариатах.

В одном из мест они остановились, и Рон указал левой рукой на место, используемое в качестве мусорной свалки, и сказал: «Это – грот Иеремии, и Ковчег Завета находится там». Даже притом, что эти слова были сказаны его устами, и его рука указала на это место, он сделал это не осознанно.

Его собеседник, человек со спокойным характером, отреагировал также странно. Он сказал: «Это замечательно! Мы хотели бы, чтобы вы провели здесь раскопки, мы дадим вам разрешение, снабдим жильём и даже питанием!»

Но Рон не знал, что и думать. Он понял, что это было сверхъестественным опытом, но от кого были эти слова, от Бога или кого-то ещё? К тому времени Рон сделал большие открытия в Турции, нашёл множество частей от колесниц в Красном море. Но никогда у него не было опытов, подобных этому. Это было похоже на гром среди ясного неба. Он вынужден был отклонить предложение о раскопках, по крайней мере потому, что не мог в данный момент выяснить — существуют ли какие-либо основания полагать, что Ковчег Завета может находиться в этом месте. Таким образом, он и мальчики вернулись домой, как и было запланировано. Но дома Рон начал глубоко исследовать и изучать этот вопрос.

Что такое Ковчег Завета? Типы и прототипы

Человеку может быть трудно понять эти термины, но они используются в Библии, поэтому для нас важно чётко понимать их значение. ТИП (от греч. typos — отпечаток, форма, образец, копия), форма, вид чего-либо, обладающие существенными качественными признаками; образец, модель для чего-либо. ПРОТОТИП (греч. prototypon – прообраз, оригинал), реальный объект, служивший первообразом при создании образа.

Все предметы земной скинии были «образами (моделями или типами) небесного (прообраза или прототипа)» (Евр. 9:23).

Ковчег представлял собой Престол Божий — место, где Он являлся людям. Этот земной престол был «копией», если можно так выразится, Великого Престола на Небесах.

Ниже Престола, внутри Ковчега  находился неизменный Закон Божий – каменные скрижали с 10 Заповедями, так же как и на Небесах Престол Божий опирается на великий оригинал этого Закона.

Около Ковчега была помещена копия закона Моисеева, а также жезл Аарона и сосуд с манной. Но когда Ковчег был перенесён в храм Соломона, мы знаем, что этих предметов там уже больше не было (1 Цар. 8:9).

Над крышкой земного Ковчега Бог являлся Моисею, и там Он встречался с первосвященником раз в год в День Искупления, когда грехи людей, в которых они исповедовались в течении года, фигурально очищались из святилища. Слава Божия всегда была там, но она оставила храм навсегда непосредственно перед вавилонским пленом. Иезекииль видел в видении, что Слава Божия покинула храм (Иез. 8:6 и 11:22,23).

Позже Иезекиилю были даны в пророческом видении новые указания, как заново переустановить систему жертвоприношений, в которых о Ковчеге уже не упоминается (Иез. 42-44).

И конечно, каждый знаком с фактом, что Ковчег был настолько священным предметом, что если кто-либо прикасался или рассматривал его, то сразу же умирал. Мы встречали множество людей, которые думали, что он заряжен электрической энергией и т.п. Они интересовались: всё ли ещё опасно прикасаться к нему. Давайте обсудим этот момент. Это вполне разумный вопрос.

Мгновенная смерть

Почему мгновенно умирал тот, кто прикасался или пристально смотрел на Ковчег? В Библии нет прямого ответа, но я полагаю, что ответ заключается в том, что Ковчег – это место, где Бог являлся людям:

«И сказал Господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку [очистилище], что на ковчеге [откровения], дабы ему не умереть, ибо над крышкою Я буду являться в облаке» (Левит 16:2).

«Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всём, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым» (Исход 25:22).

Над крышкой Ковчега было физическое присутствие Бога. Нам также известно, что Бог не может смотреть на грех, а это означает мгновенное уничтожение любого человека (кроме первосвященника), который вошёл в контакт с земным Престолом Бога.

«Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь» (Аввакум 1:13).

Бог не позволил бы людям осквернить Его земной Престол. Этот был единственный предмет на земле, который они были бессильны осквернить. Эта планета временно находится под управлением её князя – сатаны. Чтобы Бог имел возможность встречаться с Его избранными людьми, Он создал для Себя Престол, который не осквернялся бы Сатаной или его агентами (ангелами или людьми).

Каково значение Ковчега сегодня? Мы полагаем, что разгадка этого находиться в «типах» и «прототипах» системы жертвоприношений.

Грехи людей, перенесённые во святилище и День Искупления

Система жертвоприношений была предназначена для того, чтобы научить людей приближаться к Богу через заслуги будущего Искупителя, Который умрёт раз и навсегда за грехи всего человечества. Это представляло миссию Христа как Жертвы так и Первосвященника.

Эти ежегодные служения учили людей важным истинам искупления. Через смерть жертвы за грех, приносимые в течение года, вместо грешника принималась замена, но кровь жертвы не приносила окончательное искупления от греха — грех только лишь переносился во святилище. Принесением жертвы грешник подтверждал власть Закона, признавал свою вину в его нарушении и выражал свою веру в Бога, Который должен был взять на Себя грех всего мира; но человек не освобождался полностью от осуждения Закона.

В День Искупления, первосвященник, принося жертву за весь народ, входил во святилище с кровью жертвы и брызгал ею на крышку Ковчега, под которой находился Закон. Таким образом, требования Закона о наказании за грех удовлетворялись. Затем, в качестве посредника, священник брал грехи на себя, и выходя из святилища, он уносил с собой бремя вины Израиля.

«И очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их» (Лев. 16:16).

За дверью скинии он клал свои руки на голову козла отпущения и исповедывал над ним

«все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их» (Лев. 16:21),

перекладывая их тем самым на него. И поскольку козёл, понёсший на себе все грехи, отпускался в пустыню, считалось, что грехи были навсегда удалены из святилища. Таким было служение,

«которое служило образу и тени небесного» (Евр. 8:5).

О втором отделении или Святом Святых храма, где находился Ковчег, было сказано:

«А во вторую скинию входит однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. Сим Дух Святый показывает, что ещё не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего» (Евр. 9:6-9).

Ковчег был не только священным предметом, но имел гораздо большее значение. Он был основным символическим средством окончательного очищения грехов человечества, также как и Престол Божий на Небесах, который имеет большое значение в окончательном служении Христа как нашего великого Первосвященника.

История Ковчега. Что же с ним произошло?

Читая Библию, Рон нашёл последнее упоминание о Ковчеге:

«И совершил Иосия в Иерусалиме пасху Господу, и закололи пасхального агнца в четырнадцатый день первого месяца» (2 Пар. 35:1).

«И сказал левитам, наставникам всех Израильтян, посвященным Господу: поставьте ковчег святый в храме, который построил Соломон, сын Давидов, царь Израилев; нет вам нужды носить его на раменах; служите теперь Господу Богу нашему и народу Его Израилю» (2 Пар. 35:3).

«В восемнадцатый год царствования Иосии совершена сия пасха» (2 Пар. 35:19)

Это было примерно в 621 г. до Р.Х. за 35 лет до разрушения Иерусалима и храма Навуходоносором, когда Иудея находилась во втором периоде вавилонского завоевания. Эта информация дала понять Рону, что Ковчег исчез по библейским записям где-то между 621 и 586 гг. до Р.Х. Так как храм был полностью разрушен, то нет сомнений в том, что ковчега после этих событий там не осталось.

Продолжая изучать этот вопрос, Рон заметил нечто странное. В 2 Цар. 24:13; 25:13-18 и в Иер. 52:17-23 дан очень подробный отчёт о предметах, унесённых из царского дома и из храма в Вавилон, там даже упоминаются такие незначительные вещи как ложки и т.п. Но такого важного предмета как Ковчег среди них не упоминается.

Также он не упоминается в списке предметов, возвращённых из Вавилона в книге Ездры 1:7-11. Так как в Иер. 28:3 предсказано, что всё унесённое из храма Божьего в Вавилон будет возвращено, и так как Ковчега не было среди возвращённых предметов, то это доказывает, что Ковчег Завета никогда не был в Вавилоне.

Сусаким [Шешонк] (египетский фараон) и Сеннахирим (царь Ассирии) также упоминают взятые ими предметы из Иерусалимского храма, но ни один из них не говорит о Ковчеге (2 Пар. 12:9).

Сеннахирим – ассирийский царь, чья осада Иерусалима была уничтожена Господом по молитве Езекии и Исайи (4 Цар. 18:13-19:37, 2 Пар. 32:1-21, Ис. 36,37).

Что же с ним произошло? В 4 Цар. 25:1 рассказывается об осаде Иерусалима вавилонянами. Это означает, что они построили осадную стену. Дальше сообщается, что осада продолжалась больше года, прежде чем город был взят. Именно в этом стихе Рон обнаружил доказательство того, что Ковчег мог быть в том месте, на которое он указал. Конечно, это было не точное доказательство, а только означало, что это было возможным. Но что может быть общего между осадной стеной и Ковчегом?

Осадная стена

Осадная стена строилась нападающей армией за пределами городских стен на расстоянии досягаемости орудий, используемых в то время. Какое в то время использовалось оружие?

«И заготовил для них Озия, для всего войска, щиты и копья, и шлемы и латы, и луки и пращные камни. И сделал он в Иерусалиме искусно придуманные машины, чтоб они находились на башнях и на углах для метания стрел и больших камней. И пронеслось имя его далеко, потому что он дивно оградил себя и сделался силён» (2 Пар. 26:14,15).

Озия был царём примерно за 100 лет до разрушения Иерусалима, и как говорится в этом стихе, у них были приспособления на башнях и на углах, которые выпускали стрелы и большие камни. Катапульты были способны поражать врага на расстоянии до 300 метров, и поэтому Рон предположил, что осадная стена была построена у городской стены на расстоянии досягаемости этих массивных орудий. В конце концов, он сделал следующие выводы:

1)      Ковчег был спрятан между 18-ым годом царя Иосии (когда он перенёс его в храм Соломона) и 35-ым годом, когда храм был разрушен.

2)      Ковчег не был унесён в Вавилон, этот вывод основывается на информации, полученной из тех стихов Библии, в которых даётся перечень предметов, отправленных и возвращённых из Вавилона.

3)    Скорее всего, Ковчег был спрятан до разрушения храма, в то время когда Иерусалим был окружён вавилонской осадной стеной.

4)      Он был спрятан в пределах городской стены Иерусалима и вавилонской осадной стены. Город и храм были разрушены в 586 г. до Р.Х., поэтому Ковчег мог избежать разорения или захвата только при условии, если он не находился на тот момент в городе. Место, на которое указал Рон, по его предположению находилось за пределами древней городской стены. Это предположение было основано на исследовании Библии, но это было только предположение. Однако этого было достаточно, чтобы принять решение о начале раскопок.

Ковчег в апокрифических книгах

Затем Рон решил найти какие-либо соответствующие упоминания о Ковчеге кроме того, что упоминается в Библии. Его особенно интересовали книги, написанные на еврейском языке. Он нашёл два интригующих момента. В апокрифической книге 2 Макавеев, мы читаем:

 «В записях пророка Иеремии находится, что … сей пророк, по бывшему ему Божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие. Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внёс туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его. Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место» (2 Маккав. 2:1-8).

Автор, в этом послании к

«братьям Иудеям в Египте; к братьям Иудеи в Иерусалиме и во всей стране Иудейской» (2 Маккав. 1:1)

объясняет, где он получил эту информацию:

«Повествуется также в записях и памятных книгах Неемии, как он, составляя библиотеку, собрал сказания о царях и пророках и о Давиде и письма царей о священных приношениях. Подобным образом и Иуда затерянное, по случаю бывшей у нас войны, всё собрал, и оно есть у нас. Итак, если вы имеете в этом надобность, пришлите людей, которые вам доставят» (2 Маккав. 2:13-15)

Также следует заметить, что следующий стих раньше мог быть неправильно переведён и первоначально в нём говорилось, что Ковчег был спрятан не в горе, с которой Моисей смотрел на Землю Обетованную (гора Нево, Втор. 32:49), но вместо этого могло подразумеваться, что Ковчег был спрятан в горе, которую Моисей увидел, когда осматривал Землю Обетованную. С горы Нево благодаря высоте он мог видеть Иерусалим.

В псевдопиграфической книге «Паралипоменон Иеремии» (т.е. «Последние слова Иеремии») также написано, что Иеремия, повинуясь Божиим указаниям, спрятал священные предметы из храма как раз перед разрушением Иерусалима. Теперь ни одной из этих книг нельзя полностью доверять, однако они показывают существование предания, в котором Иеремия или кто-то ещё спрятал Ковчег и другие предметы из храма.

Есть ли правда в этих двух книгах? Иеремия был пророком в Иерусалиме во время царя Иосии, когда Ковчег был возвращён в храм, и можно предположить, что во время разрушения Иерусалима Бог руководил им, чтобы он спрятал Ковчег и другие священные предметы. Также Иеремия сам написал:

«И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: «ковчег завета Господня»; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет» (Иер. 3:16).

В то время, когда он писал эти слова (во время правления Иосии), Ковчег был в их распоряжении. Весь отрывок, который начинается с 6 стиха, является просьбой обратиться от отступничества, несмотря на то, что плен народа уже был предсказан Исаией. Поэтому вполне возможно, что этот стих является предсказанием того, что у них уже не будет Ковчега, когда они возвратятся из плена. Двумя стихами дальше Иеремия пишет:

«В те дни придёт дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим» (Иер. 3:18).

«Земля севера» представляет собой Вавилон, где они проведут 70 лет в плену. Если правильно понимать, это указывает на то, что Иеремия знал, что после их возвращения из Вавилона Ковчега у них уже не будет.

Также важно заметить, что он ясно указал на то, что «его уже не будет», и это является достаточно ясным доказательством того, что нет никаких обещаний когда-нибудь его восстановить.

Фактически, у Иезекииля, в его указаниях о служении в храме ничего не сказано о Ковчеге. О нём больше не упоминается.

В то время, когда Иерусалим был окружён вавилонской осадной стеной, казалось, что Ковчег исчез. Рон предположил, что кто-то, возможно незаметно, спрятал его в границах осадной стены. Цитаты, которые мы приводили выше, согласуются с этим предположением, но мы не можем полностью полагаться на них, так как эти книги не являются богодухновенными.

Месторасположение раскопок Рона

Иерусалим расположен на двух холмах, традиционно называемых как «гора Мориа» и «гора Сион». На рисунке также можно увидеть начинающуюся справа Масличную (Елеонскую) гору.

Гора Мориа упоминается в Библии только дважды: первый раз как место, где Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака, и второй раз как место постройки храма:

«Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Бытие 22:2).

«И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина» (2 Пар. 3:1).

Карьер, в котором находилось место раскопок, является частью северного выступа горы Мориа. С восточной, южной и западной стороны Иерусалим был защищён от захватчиков очень глубокими долинами.

Но с северной стороны город был уязвим. Поэтому в северной части горы Мориа был прорыт ров (или траншея), который должен был помешать неприятелю легко добраться по этому хребту до стены и прорвать её.

Когда-то северная часть горы Мориа, теперь отгороженная от города, использовалась как каменный карьер. Добыча камней понизила основной уровень и образовала траншею с внешней стороны северной стены.

Место, указанное Роном, было расположено вдоль карьера (откоса) горы Мориа. Передняя часть откоса известна под названием «Голгофа» или «Лобное место» потому, что она напоминает лобную часть черепа, и поэтому многие предполагают, что это является настоящим местом распятия Христа.

Там также находится место, традиционно называемое «Грот Иеремии» а также «Сад Гроба Господня» (где, как многие считают, был погребён Христос), в котором находится большое количество еврейских могил, датируемых 1 и 2 храмовыми периодами.

Длина откоса измеряется приблизительно в несколько сот метров. Рон также верил, что этот сад был тем самым «Садом Гроба», в котором Иосиф из Аримафеи похоронил Христа, и место распятия располагалось где-то поблизости. Но все эти факты не имели отношение тому проекту, который он предполагал осуществить. Он искал исключительно Ковчег Завета.

Раскопки начинаются

В январе 1979 года Рон с мальчиками вернулся в Иерусалим. Снег ещё не растаял. Он должен был решить — как и где начинать раскопки. Место, указанное им, использовалось в качестве мусорной свалки, и на первый взгляд было малообещающим. Оно было расположено вдоль откоса, там, где земля сходилась со скалой. Когда Рон обследовал близлежащую к откосу область, то он понял, что существующий сегодня уровень земли находится намного метров выше основания горы.

В прошлом Иерусалим разрушался очень много раз. И общепринятый метод восстановления древних городов – это начать раскопки с самого верхнего уровня, удалив верхний грунт и мусор. Археологи могут найти доказательства существования многих городов, которые строились на одном и том же месте. Они просто делают раскопки сквозь каждый последующий уровень, пока не достигнут коренной породы — это означает, что они достигли первого города, построенного на этом определённом месте.

На месте раскопок Рона уровень земли был намного метров выше, чем дно карьера на южной стороне, перед городской стеной. Поэтому Рон и мальчики не могли ничего сделать, кроме как начать копать прямо вниз.

На первоначальном месте, указанном им в 1978 году, находился огромный валун, только едва выходивший на поверхность, поэтому Рон решил начать копать в нескольких метрах правее от него. Им предстояло проделать огромную работу. Рон, Денни и Ронни, в конечном счёте перелопатят несколько тонн камней и грунта, тщательно исследуя его в поисках каких-либо старинных предметов. Это было требование Израильского Департамента Древностей, которое они всегда выполняли.

Первое открытие – место распятия?

Они копали прямо вниз вдоль передней части откоса, счищая землю с его крутого склона. Почти сразу же Рон заметил полкообразную нишу, высеченную в стене откоса. Копая дальше, он обнаружил три таких ниши, меньшая из которых была с правой стороны.

Рон был уверен, что они были высечены в каменной стене для того, чтобы держать знаки или таблички. А так как место раскопок находилось вблизи «Голгофы» или «Лобного места», и ниш было три, Рон предположил, что в них устанавливали таблички с надписями на трёх языках о преступлении осуждённых на распятие.

Римское распятие

Рон изучил существующую на сей день информацию относительно римских распятий и обнаружил, что они использовали этот способ наказания как средство устрашения. Хорошо известная цитата из Квинтилиана говорит:

«Всякий раз, когда мы распинаем преступников, выбирается многолюдная большая дорога, чтобы многие видели это и страшились, потому что эта казнь служит не только возмездием за содеянное, но и предостережением для других».

Римское распятие состояло из трёх основных этапов, хорошо отражённых в описании распятия Христа — сначала осуждённого бичевали, затем он нёс поперечную балку креста к месту наказания, затем его пригвождали или привязывали к этой балке, потом скрепляли её с вертикальным столбом и устанавливали крест с осуждённым, висящим на нём.

Но использовался ещё один момент. С целью устрашения, объявление о преступлении жертвы вывешивалось таким образом, чтобы оно было ясно видно прохожим. Для этой цели использовался титилус — доска, покрытая гипсом, с надписью на ней чёрными буквами. Обычно её несли впереди жертвы по пути к месту распятия, а затем вывешивали над крестом для общего обозрения.

Общепринятая концепция относительно этого момента распятия Христа такова, что единственная надпись, сделанная Пилатом, была пригвождена к кресту над Его головой. Чтобы прохожие смогли прочитать эту надпись, сделанную, кстати, на трёх языках, её необходимо было сделать достаточно большой и намного больше, чем рукописная заметка на бумаге.

Мы проводили эксперимент по этому вопросу. Мы размещали на здании нашего музея надпись, которая казалась нам очень большой вблизи (с 15-20 сантиметровыми буквами), но с дороги или с дальнего конца автомобильной стоянки её очень трудно было прочесть. Надпись, сделанную Пилатом на клочке бумаги и прибитую к кресту, было бы почти невозможно прочитать даже тем, кто стоял прямо под крестом. Добавьте к этому тот факт, что в Иерусалиме было распространено три языка – еврейский, греческий и латинский – и становится очевидным, что надпись над головой Христа была намного больше, чем предполагалось раньше.

«Иисус Назорей, Царь Иудейский»

Когда Рон читал и перечитывал Евангелия об этой надписи при распятии Христа, он обнаружил, что греческая фраза «НА кресте» могла также быть переведена как «ВЫШЕ креста» или «НАД крестом».

«Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: СЕЙ ЕСТЬ ИИСУС, ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ» (Матф. 27:35-37).

«И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: ИИСУС НАЗОРЕЙ, ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски» (Иоан. 19:17-20).

В Евангелии от Иоанна сказано, что надпись была поставлена «на» кресте, греческое слово «эпи» здесь переведено как «на». В Евангелии от Луки говорится о той же надписи, но это же слово «эпи» переведено как «над»:

 «И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: СЕЙ ЕСТЬ ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ» (Лук. 23:38).

Здесь «эпи» переводиться как «над», из контекста ясно, что оно не может быть переведено как «на» (нельзя сказать, что надпись была на нём). Одно и тоже греческое слово «эпи» в других местах переводится также как «выше», поэтому Священное Писание не говорит нам, что надпись была пригвождена к кресту. Всё, что можно сказать наверняка — надпись была помещена «над», «выше», «около» и т.д. креста.

Вероятно, это предубеждение началось с того, что «Лобное место» или «Голгофу» стали называть горой – гора Голгофа. Из этого следует, что если Христа распяли на горе, то как они могли расположить надпись НАД крестом? На чём она должна была держаться, если распятие происходило на горе? Самое простое – предположить, что её пригвоздили ко кресту. Но откуда взяли, что Голгофа это гора? Никаких гор у городских стен Иерусалима не было. Библия на эту тему говорит всего лишь, что место распятия Христа называлось не горой, но всего лишь местом, Лобным местом или Голгофой (Лук. 23:33, Иоан. 19:17 22, Марк. 15:22, Матф. 27:33). Открытие Рона Уайетта подтверждается Библией.

Анализируя библейские тексты и информацию о римских распятиях, в которых широко применялись таблички, покрытые гипсом с надписями чёрными чернилами, Рон считал, что не должны быть исключены выводы о том, что ниши предназначались для установки таких надписей. Он не предполагал, как позже это невероятным образом подтвердится.

Когда Рон обнаружил первые ниши, он разместил в них доски для демонстрации. Копая дальше и не найдя больше никаких ниш, Рон установил и сфотографировал таблички на трёх языках. Он предположил, что самая маленькая ниша была предназначена для вездесущего Римского орла. Но всё же, это не было целью их раскопок, и они продолжали работу.

Второе открытие – «Побиение камнями»

Поскольку они продолжали копать прямо вниз вдоль откоса, то по одну сторону их раскопок была твёрдая каменная стена, но по другую сторону стена из земли начала показывать признаки неустойчивости, и Рон опасался, что она может скоро обрушиться и завалить их. Он решил, что им следует сменить направление раскопок и вернуться к первоначальному участку, на который он указал. Вызывал опасения огромный валун, вершина которого едва торчала на поверхности, но другого выбора у них не было.

Назад к исходному месту

Рон отступил от исходного места на несколько метров потому как думал, что всё это было в одном месте. Обнаружив ниши, он был доволен, что их усилия не были потрачены впустую. Но всё же цель раскопок состояла в другом.

Когда они начали копать вокруг валуна, Рон обнаружил, что позади него, между ним и откосом было довольно большое пространство для раскопок. Продолжая копать вниз, очень скоро они заинтересовались ещё одним предметом. Вырезанное в скале отверстие, которое проходило через часть каменного выступа, позволяло продевать в него верёвку или что-то подобное. Большая тщательность в отделке этого отверстия свидетельствовала о важности его назначения, но они узнают это позже.

В том месте, где они начали копать, откос был вертикальный — подобно стене. Но затем он стал уходить внутрь, образуя потолок над местом их раскопок. Копая дальше вниз, они нашли открытую область ниже поверхности, которая содержала большое количество черепков разбитой глиняной посуды, и даже несколько неповреждённых.

Бункер для хранения зерна

Они достигли коренной породы на глубине 11,5 метров от существующей сейчас поверхности земли. Осторожно расчищая мусор, они обнаружили, что находятся в помещении диаметром приблизительно в 4,5 метра, вырубленном в скале с высеченными ступеньками, ведущими по спирали от подножия к вершине. Когда-то его предназначение было изменено, его оштукатурили и стали использовать как цистерну. Это объясняет наличие «канатного отверстия», высеченного в откосе -  оно предназначалось для верёвки, которая держала ковш или кувшин, опускающийся в шахту, чтобы набрать зерна или воды.

Рон прорубил штукатурку и нашёл большое количество керамики среди земли и обломков, используемых как наполнитель формы цистерны. Когда он отдал керамические черепки для исследования в Департамент Древностей, они сообщили Рону, что некоторые из них датируются периодом иевусеев (до захвата города Давидом). Самый последний период датирования образцов был римский, и это говорит о том, что ёмкость была оштукатурена именно в этот период.

Это были захватывающие открытия, но опять не то, что искал Рон.

Прокладывание туннеля вдоль откоса

 

Так как они пробирались сквозь землю и обломки, они могли отличить римский уровень по наличию керамики и монет. Рон снова решил, что ему нужно принять во внимание тот факт, что эти предметы не являются целью его поисков. Они осторожно закрыли шахту, ведущую в цистерну, чтобы всё сохранить, и начали прокладывать туннель под существующим уровнем земли вдоль откоса на римском уровне, назад по направлению к первому месту раскопок. Рон искал вход в пещеру или туннель в подземной части откоса. Но его следующее открытие было настолько ужасным, что это было видно по лицу Рона, когда он об этом рассказывал.

«Побиение камнями»

Цистерна была высечена в твёрдой скале. Когда Рон начал прокладывать туннель обратно по направлению к нишам, он обнаружил, что основание скалы резко заканчивается приблизительно в метре от края шахты. Углубившись примерно на метр прямо вниз, он нашёл огромное количество камней размером с кулак. Разбирая их, он обнаружил несколько человеческих костей, в основном кости пальцев. Рон полагал, что знает значение этих камней – во время раскопок естественно находить камни, но только не большую груду камней особого размера. Это конечно не было могилой, но кости среди камней наводили мысль только на одно заключение – это было место «побиения камнями».

«Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, ВЫВЕДЯ ЗА ГОРОД, СТАЛИ ПОБИВАТЬ ЕГО КАМНЯМИ» (Деян. 7:57,58).

Третье открытие – строение первого столетия

После этого Рон вместе с мальчиками продолжил прокладывать туннель по направлению к первому местонахождению. Вскоре они обнаружили останки разрушенного строения. Сооружение располагалось близко к откосу и часть задней стены проходила вдоль его передней стороны. Фундамент сооружения был всё ещё на своем месте.

Изучив детали, которые лучше всего сохранились, Рон обнаружил отёсанный камень, горизонтально выступающий из стены. Его гладкая верхняя поверхность говорила о том, что этот камень является алтарём.

Ниже, перед «каменным алтарём» Рон заметил очень необычный большой камень. Рассмотрев его лучше, он увидел, что камень покрыт известковым туфом (травертином). Травертин образуется следующим образом: вода, протекая через известняк, растворяет и захватывает его с собой как углекислый кальций. И протекая дальше по различным предметам вода начинает испаряться или терять углекислый газ и тогда растворённый известняк принимает форму сталактитов и сталагмитов. В данном случае это дало осадок на поверхности камня, который может быть хорошо заметен при его непосредственном рассмотрении.

Камень имел слишком симметричную форму, что говорило о его искусственном происхождении, поэтому Рон решил забрать его и исследовать более тщательно. После того, как камень был извлечён, Рон обнаружил, что он закрывает квадратное углубление, прорубленное в коренной породе.

Тёмный объект вверху квадратного углубления – инструмент для измерения глубины

Углубление для установки креста

Как и предполагалось, повсюду было очень много грязи и мусора. Когда Рон исследовал углубление и расчистил грязь вокруг него, он обнаружил, что от него вглубь пролегает глубокая трещина.

После того как они убрали большое количество грунта и обломков, Рон обнаружил в коренной породе выступ в виде платформы, который находился приблизительно в 8 футах (~2.4 м) от каменного откоса и квадратное углубление было вырублено именно на этой платформе. Так как никаких углублений больше на платформе не было, Рон начал копать на одном уровне с платформой.

Прокопав 4 фута (~1.2 м) вниз, Рон дошёл до нижнего уровня коренной породы и здесь он обнаружил ещё 3 квадратных углубления, вырубленных в скале перед этой платформой. Его измерения показали, что приподнятая платформа с квадратным углублением и трещиной была расположена на 14 футов (~4.3 м) ниже, прямо под 3 высеченными в каменном откосе нишами.

Раннее предположение о том, что эти ниши использовались для табличек с надписями преступлений распинаемых людей на трёх используемых в Иерусалиме языках, теперь подтверждалось найденными квадратными углублениями стороной в 12-13 дюймов (~30 см), вырубленными в коренной породе. Эти углубления служили для установки крестов. Углубление, расположенное выше остальных на платформе коренной породы, как предполагал Рон, держало крест, на котором был распят Христос.

Останки фундамента найденного древнего сооружения показывали, что оно окружало всё это место. Рон пришёл к основанному на обнаруженных доказательствах выводу, что на месте распятия Христа была построена христианская церковь — каменная стена проходила вдоль каменного откоса, прямо позади углубления для креста, расположенного на выступе-платформе коренной породы. Казалось, что это место распятия было выставлено на показ, так как было приподнято на несколько футов выше тех, кто был распят вокруг.

«Каменный алтарь» располагался в каменной стене горизонтально, прямо над отверстием с трещиной.

Трещина рядом с углублением для креста

Рон предположил, что трещина рядом с углублением для креста на приподнятой платформе была образована землетрясением, так как не было никаких признаков того, что она была вырублена.

Расчищая углубление от грунта, Рон наконец-то достиг основания, и измерил это расстояние. Оно углублялось в коренную породу на 23 дюйма (~60см), в то время как трещина проходила намного глубже. Но в этот момент Рон не пытался её ни очистить, ни измерить. Только через год он узнает, что трещина уходит приблизительно на 20 футов (~6м) в коренную породу.

Датирование останков сооружения

Во время раскопок Рон нашёл монеты, которые помогли установить дату сооружения. Он обнаружил римскую монету с изображением императора Тиберия, который правил с 14 по 37 года от Р.Х., и это была самая ранняя монета. Самые поздние монеты были 135 года от Р.Х., но не позже. Эти находки согласуются с историей Иерусалима и определяли дату сооружения между временем распятия Христа и 135 годом.

Но дальнейшая информация указывала на то, что вероятнее всего оно было построено после 70 г. от Р.Х. До 70 г. (когда город и храм были полностью разрушены римским генералом Титом) Иерусалим находился под римским правлением, и место распятия скорее всего использовалось по своему назначению. Иосиф Флавий сообщает, что во время осады города однажды было распято 500 человек за один день (Иудейская война, V книга, XI гл., I параграф).

После 70 г. н.э. массовых распятий больше не было

Но после разрушения Иерусалима в 70 году, когда большинство иудеев было убито или продано в рабство, город уменьшился до размеров римского лагеря. Император Веспасиан предложил иностранцам покупать земельные владения в городе, но не осталось никаких записей о том, чтобы кто-нибудь купил там землю. На территории был разбит лагерь из 800 римских солдат для охраны города от восстановления. Такой силы была ненависть римлян к иудеям. Поэтому после 70 года, когда Иерусалим становится только римским лагерем с небольшим количество иностранцев (не иудеев) живущими в этой местности, проведение распятий было фактически отменено.

Очевидно, что римляне были терпимы к христианам. Об этом говорит тот факт, что в 130 г. н.э., когда император Адриан прибыл в Иерусалим, чтобы начать его восстановление в качестве римского города под названием Элиа Капитолина, он проявил благосклонность к христианам, в то время как иудею было запрещено ступать ногой в город.

Эти и другие факты вызвали восстание среди иудеев в 132 г. н.э., которое привело к гибели по крайней мере полумиллиона человек. С этого времени даже слово «Иудея» заменили на старое название «Палестина».

Элиа Капитолина стала новым римским городом, но не процветала. Тот факт, что самые поздние монеты, которые Рон обнаружил в древнем строении, были датированы 135 г., указывает на то, что кто бы не построил и не использовал это сооружение, в это время он уже покинул эту местность. То, что фундамент остался неповреждённым, указывает на то, что строение не пострадало от рук завоевателя, а скорее всего вышло из употребления и разрушилось. В конечном счёте оно было покрыто со временем грунтом и обломками пород. И все свидетельства говорят о том, что это строение никто не беспокоил с римских времён.

Очень большой камень с очень важной могилы

Так как они продолжали откапывать область вдоль каменного откоса, они обнаружили, что планировка строения была простой. Одна стена проходила вдоль откоса по приподнятой платформе коренной породы. Две внешние стены были расположены под углом 90° к каждому концу этой первой стены.

Когда они начали копать ища последнюю стену, они нашли другой обтёсанный камень. Он был толщиной немного меньше 2 футов (~60см) и та его часть, которая показалась из под грунта и обломков, была изогнута и похожа на большой круглый стол. Когда стали откапывать этот камень дальше, Рон понял, что он был очень большого размера и они решили его не откапывать. Рон предположил, что возможно это был камень, закрывающий вход в могилу Иосифа Аримафейского, в которой был похоронен Христос. Если он был прав в своей догадке, что это древнее сооружение было христианской церковью, то и этот камень мог быть помещён сюда. Но этот камень оказался намного больше могильных камней, которые Рон когда-либо видел или о которых читал. Самый большой, как ему было известно, был 5 футов (~1.5м) в диаметре. Этот камень намного превышал эти размеры.

Только несколькими годами позже при помощи подповерхностного радара Рон узнает его истинные размеры – немного более 13 футов (~4м) в диаметре.

«И положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Матф. 27:60)

Гробница в саду

Рядом с тем же самым откосом находится могила в саду, которая была обнаружена в 1867 году, когда хозяин хотел вырыть на своей территории резервуар. Как и место, на котором Рон проводил раскопки, эта могила была ниже уровня земли, скрытая под развалинами многих столетий.

Когда владелец обнаружил могилу, он оставил свои планы о резервуаре. Когда британский генерал Гордон посетил эту местность и убедился в том, что этот каменный откос является истинной Голгофой, эту могилу стали принимать за могилу Христа. Это мнение столкнулось с напряжённым сопротивлением традиционалистов, которые были непреклонны в том, что святая гробница внутри города является истинным местом, но вскоре и у этой версии появились сторонники.

Сад Гроба Господня

Когда были проведены раскопки, то были обнаружены достоверные факты, которые доказывали, что могила относится к 1 столетию н.э., т.е. времени Христа. Но предмет, который заинтересовал Рона, был отсутствующим камнем от этой могилы.

Прямо перед могилой находится желоб для скатывающегося камня. Ширина этого желоба примерно 2 фута (~60 см), и это есть точный размер толщины камня, который Рон обнаружил при раскопках.

Желоб для скатывания запечатывающего могилу камня перед могилой в саду

Другая могила 1 столетия (времени Христа) – это могила королевы Елены Адиабен. Она расположена также в этой окрестности дальше на север и имеет желоб такого же размера как и могила в саду. Но эти желоба для камней идентичны у них не только по размерам, но они также имеют наклон на одном конце, чтобы камень легче скатывался по нему.

Сквозь откос в систему пещер. Почти 2 года раскопок

К этому времени Рон и мальчики работали над этим проектом уже почти 2 года. Они начали в январе 1979 г., а это был конец 1980 г.

Конечно, они не были заняты этим постоянно. Рон работал анестезиологом в больнице. Благодаря графику его работы он мог несколько раз в год уезжать, но не больше чем на несколько недель подряд.

К тому времени Рона одолевало беспокойство. Они сделали несколько замечательных открытий, представили отчёт властям о своих находках и несколько древних предметов, которые они обнаружили. Некоторые им разрешили оставить у себя, так как они не представляли никакой ценности.

Они полностью исследовали подземную часть откоса, ища вход в пещеру или туннель, где по их рассуждениям должен был находиться Ковчег.

Так как их поиски всё ещё не увенчались успехом, Рон сказал своим сыновьям, что его поражает то, что им надо пройти сквозь каменный откос. Ронни сказал, что это хорошая идея, но Рон возражал. Скала была чрезвычайно твёрдая и он знал, что это потребует огромного труда. Наконец, когда и Денни сказал отцу, что они должны пройти сквозь откос, Рон согласился. Это был их единственный выбор.

С молотками и буровыми стамесками они начали работу. Через некоторое время они пробились через скалу в открытое пространство. Увеличивая отверстие, они увидели пещеру приблизительно 15 футов (~4.5 м) в высоту и столько же в ширину. Проникнув через отверстие, они наконец-то оказались внутри горы под названием Мориа.

Внутри системы пещер

Почти 2 года они копали вдоль откоса и почти ежедневно им открывались захватывающие вещи и предметы древности. Но сейчас они попали в пустую пещеру, и вскоре узнали, что она была только малой частью обширной системы природных пещер и туннелей внутри горы.

Почти год они изучали их не находя никаких признаков человеческого вмешательства. Эти природные пещеры не все были связаны друг с другом и исследователи проводили много часов, прорубая стены пещер в поисках смежных туннелей. Но ничего больше они не нашли.

В конце 1981 г. Рон с сыновьями на зимних каникулах вновь поехали в Иерусалим на раскопки. Хотя зимой там было холодно, но в пещерах температура всегда была нормальной и держалась на одном уровне и зимой и летом. Но всё же работа начала сказываться на здоровье всех троих. У них появилась высокая температура и лёгкий озноб. Пыль, которую они вдыхали все эти годы в пещерах, возможно вызвала болезнь, похожую на пневмонию. Накануне Рождества Рон должен был отправить Ронни домой, так как тот был очень болен. Денни остался до Нового года. Рон также был болен, но это была очень важная поездка, так как он был убеждён в том, что в этот раз он что-то найдёт.

Обещание

Чтобы узнать волю Бога относительно своих планов, Рон обычно молился, а затем иногда получал некоторое внутреннее убеждение. К тому времени он производил земляные работы в течение достаточно долгого времени, чтобы начать задаваться вопросом – может он тратил впустую своё время и неверно истолковал ответ Бога? Он, как обычно, помолился и попросил у Бога знать как действовать, прежде чем он намечал поездку в декабре 1981 г. И хотя он не слышал от Бога конкретного ответа голосом, у него возникло убеждение, что он в эту поездку найдёт Ковчег Завета. Он верил всем своим сердцем, что это было истинным обещанием Того, кто мог дать такое обещание и сдержать его. Но обстоятельства говорили об обратном, поскольку Дэнни и Ронни были очень больны, и сам Рон был вероятно также болен, но от этого он был ещё более упорен и упрям. Несмотря ни на что, он остался продолжать работу. Но работая на раскопках один, без мальчиков, он всё же нуждался в помощнике.

В течение всех этих лет раскопок, Рон нанимал местных жителей для помощи главным образом в наземной работе, например для разгребания завалов в начале и в течение времени раскопок. Прежде чем уехать, Рон должен был каждый раз полностью восстанавливать уровень окружающего грунта на месте раскопок. Это было условием, поставленным владельцами сада, и это условие он всегда выполнял. Таким образом перемещались тонны грунта и развалин за все эти годы, что конечно же требовало некоторой физической помощи.

На этот раз Рону встретился один честный и заслуживающий доверия молодой арабский паренёк, который согласился помогать Рону в раскопках после того, как его сыновья уехали. Джеймс был маленьким и стройным, совершенно подходящим для того, чтобы протискиваться через узкие щели в туннелях раскопок.

Исследование каждого укромного уголка и трещинки

Рон с сыновьями за прошлый год исследовали большую часть туннелей, но работа для них всё ещё оставалась. Рон планировал в эту поездку ничего не оставить неизведанным. Они уже с Джеймсом исследовали обширную систему туннелей, теперь намного большую и обширную из-за проходов, которые они открыли и стен, через которые они прорубили лазы. Рон решал в каком направлении им двигаться и затем они вместе с Джеймсом исследовали этот туннель. Когда они находили маленький пролом или щель, Рон увеличивал его в достаточной мере для того, чтобы Джеймс прополз внутрь с целью тщательно проверить всё что там находилось и затем сообщить Рону всё, что он видел.

Теперь они следовали по особенно трудному проходу, идущему через «трубу», которая простиралась прямо вверх. Этот тесный туннель был настолько узким, что Рон должен был выдыхать воздух из лёгких, чтобы протиснуться через него. Когда он останавливался чтобы вдохнуть, туннель настолько был узок, что Рон едва заполнял свои лёгкие воздухом. Когда они всё-таки прошли через него, Рон увидел очень маленькую дыру в стене туннеля, в котором они теперь находились.

Непосредственно перед ней висел сталактит приблизительно 16 дюймов (~40см) длиной, который, как казалось, охранял крошечную дыру. Он сбил сталактит и попробовал разглядеть через крошечное отверстие что было там, но не смог ничего увидеть. Поэтому он увеличил его в достаточной мере, чтобы исследовать это место. Всё, что он мог увидеть при помощи своего фонаря, светящего через отверстие, было пещерой, полностью заваленой камнями размером больше кулака. Эта груда камней заполняла пещеру до высоты приблизительно в 18 дюймов (~45см) от потолка пещеры. Это не выглядело многообещающим, но Рон не оставлял ничего неизведанным. Так что он увеличил отверстие для того, чтобы Джеймс прополз через него.

«Что находится там?.. Что находится там?»

Почти сразу же как только Джеймс прополз через небольшое отверстие, он отчаянно выскочил из него, отступил, дрожал и кричал: «Что находится там? Что находится там? Я не возвращусь туда!!» Рон видел в его глазах крайний ужас, но всё же Джеймс сказал, что он ничего не видел! Независимо от того, насколько реально было то, что он испытал, всё же он сразу же покинул не только пещеру, но и всю систему пещер и никогда туда не возвращался.

Эта реакция Джеймса привела к чувству нерешительного волнения у Рона, поэтому если бы не ужас Джеймса, он не обратил бы особенного внимания на эту пещеру. Теперь находясь в одиночку в этой обширной системе пещер, Рон взял молоток и долото, увеличил отверстие и прополз через него. Ползая по груде камней, находящихся на расстоянии приблизительно 18-дюймов (~45см) от потолка, он лёжа на животе освещал пещеру фонарём.

Невероятное открытие

После того, что произошло с Джеймсом, Рон посмотрел на часы: было 2 часа дня, среда 6 января 1982 года. Посветив фонариком на груду больших камней, его взгляд уловил яркий блеск. Рон начал медленно сдвигать камни и под ними обнаружил сгнившие деревянные брусья, а затем остатки сгнивших шкур животных, которые рассыпались от прикосновения. Шкуры животных закрывали облицованный золотом стол с рельефным украшением по краям, состоявшим из чередования цветов и гранатов. Рон сразу понял, что это был предмет из первого храма! Но он находился в таком ограниченном пространстве, что не смог открыть весь стол. После тщательного изучения он сделал вывод, что это – стол хлебов предложения.

Открытие трещины от землетрясения

С большим волнением Рон осматривался вокруг в поисках ещё чего-нибудь. Он осветил фонариком вокруг себя, а затем потолок. Он разглядел трещину на потолке и в ней чёрное вещество. С трудом ползая по камням внутри пещеры, Рон увидел среди них каменный ящик. На нем была плоская каменная крышка, которая была расколота на две части, меньшая из которых была сдвинута в сторону и открывала внутренность каменного ящика. Но крышка находилась так близко к потолку, что он не мог заглянуть вовнутрь. Всё-таки он понял что было внутри – трещина на потолке была прямо над сдвинутой крышкой и чёрное вещество из трещины капало прямо в ящик, частично разбрызгиваясь по крышке.

Когда он осознал, что это был конец трещины, которую он нашёл на высоте нескольких метров выше рядом с отверстием для креста, и что чёрным веществом была кровь, которая через трещину попала на каменный ящик, он понял, что в этом ящике находится Ковчег. Но самое невероятное открытие состояло в том, что кровь Христа действительно попала на крышку Ковчега Завета.

Когда он понял это, было 14:45. Прошло 45 минут с того момента, как он вошёл в пещеру. Он стал первым свидетелем исполнения «образа», представленного всеми жертвами, принесёнными людьми Богу, начиная с Адама и Евы, как было определено Богом в законе о жертвоприношениях.

Теперь Рон понял зачем он с мальчиками провёл за последние 3 года такое количество раскопок, которые иногда казались ему бесполезными. Если бы они вначале не нашли вырубленные в откосе ниши, а затем отверстие для креста с трещиной от землетрясения, он никогда не понял бы что здесь произошло. И обещание, которое Рон получил, было исполнено – он в этот раз нашёл Ковчег Завета. Но он не мог даже посмотреть на него. Тогда Рон вспомнил слова, которыми Бог впечатлил его сознание: «Я обещал, что вы только НАЙДЁТЕ его. Однако широко это станет известным тогда, когда придёт время».

Условия пещеры, полностью заваленной камнями до потолка, не позволяли Рону сделать что-нибудь ещё. Он не видел никакого способа вынести что-нибудь наружу. Он пролез назад через небольшое отверстие, вернулся по извилистому ряду туннелей и завалил проход камнем. Для любого, кто осматривал туннель, показалось бы что здесь он заканчивается. Однако Рон мог легко сдвинуть камень при возвращении.

В тот момент Рон никому не сообщил о своей находке. Ему нужно было время, чтобы обдумать всё произошедшее. Он хотел найти Ковчег и нашёл его, но теперь это казалось невероятным.

Рон предпринял ещё несколько поездок в Иерусалим и спускался в пещеру, и, в конечном счёте, сообщил властям о том, что он нашёл. Возможно не поверив в его находку или предвидя возможные проблемы, если это станет известно, они попросили Рона никому не говорить об этом открытии. Однако, Рон признался им, что уже несколько человек знают об этом. Понимая, «что сделано, то сделано», они дали ему указание не сообщать никому больше никаких подробностей.

Поэтому с этого момента мы не можем быть такими же точными в рассказе, как до сих пор.

Пещера с Ковчегом Завета. Подтверждение того, что Ковчег находится в каменном ящике

Рон возвращался в пещеру несколько раз. Однажды он взял с собой дрель, используемую в хирургической ортопедии, и колоноскоп, применяемый для обследования человеческого организма. Он хотел убедиться, что Ковчег действительно находится в каменном ящике. Он попытался с помощью дрели просверлить небольшое отверстие, но это не дало результатов. Поэтому он применил молоток и долото со звездообразным наконечником и проделал отверстие приблизительно в 5/8 дюймов (~1.6см).

Колоноскоп представляет собой гибкое оптическое устройство с сильным источником света на конце, используемое врачами для внутренних обследований человеческого организма. Рон позаимствовал один из них у врача в больнице, в которой он работал. Вставив колоноскоп в маленькое отверстие, он направил его вниз и поворачивал до тех пор, пока не увидел основание отлитого золотого венца по краям крышки Ковчега, а затем его плоскую сторону. Так как колоноскоп не может осматривать большую площадь и имеет малую широту вращения, Рон не смог много увидеть. Но по увиденному он понял, что это Ковчег.

Измерение глубины трещины

В одну из поездок его помощник сидел возле отверстия от креста в то время, как он тянул сквозь трещину в потолке пещеры металлическую рулетку. Когда помощник схватил метр, Рон отметил, что длина трещины составляет 20 футов (~6м).

Содержимое пещеры

За несколько посещений пещеры он попытался полностью исследовать её содержимое. Он измерил её и обнаружил, что её длина 22 фута (~6.7м), две стороны по 12 футов (~3.65м), в то время как две другие стороны следовали по линии откоса, образовывая пещеру, которая сужалась в одном углу.

Предметы, которые он нашёл в пещере:

  1. Ковчег Завета в каменном ящике;
  2. Стол хлебов предложения;
  3. Золотой жертвенник курений, стоявший перед завесой;
  4. Золотая кадильница;
  5. Семисвечный светильник (который не имел свечей, но имел крошечные, дугообразные золотые масляные лампы, встроенные в подставки светильника);
  6. Очень большой меч;
  7. Эфод;
  8. Митра с гранатовым яблоком из слоновой кости на наконечнике;
  9. Медный сикель — мера веса; множество масляных светильников;
  10. И медное кольцо, которое держало занавес или что-то подобное.

Ещё было много предметов, но Рон не смог их опознать. Все эти вещи были покрыты сгнившими шкурами животных тёмного цвета, затем также сгнившими деревянными брусьями поверх шкур, и в конце всё было завалено камнями.

Каменные скрижали всё ещё находятся в Ковчеге, под крышкой. Позади Ковчега находится небольшой открытый ящик, в котором лежит «Книга Закона», возможно написанная самим Моисеем. Книги Бытия там нет, только Исход, Числа, Левит, Второзаконие. Рона поразило, что рукописи, написанные на шкурах животных, очень хорошо сохранились до сегодняшнего дня.

Светильники внутри пещеры

Внутри пещеры и около первоначального входа в неё, который был завален, Рон нашёл 7 масляных светильников, которые, как он предположил, были оставлены теми, кто принёс туда эти предметы. Сажа на светильниках и камнях ясно указала направление ветерка, который следовал за ними по туннелю.

Один из светильников был очень изящный и с явными ассирийскими признаками, которые характерны для культуры Иудеи только до вавилонского плена. Рисунок на этом светильнике не был заснят на камеру, потому что он не очень хорошо получается на фотографии. Этот рисунок был сделан через копировальный аппарат, и мы обнаружили небольшой очень интересный на наш взгляд фрагмент.

В центре изображён козел или баран, который стоит на задних лапах и ест плоды с винограда. Эта сцена очень похожа на статую, обнаруженную в захоронении в шумерском городе Ур. Предполагалось, что это может представлять барана, запутавшегося в кусте, в тот момент, когда Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. Это животное стало жертвой вместо Исаака и было образом будущего Мессии.

Интересная мысль — рассмотреть возможность взаимосвязи между рисунком на лампе и истории «овна в кустарнике», который был заместительной жертвой — потому что лампа была оставлена в пещере ВНУТРИ горы Мориа, где Авраам принёс Исаака, чтобы предложить его как жертву; и это та же самая гора Мориа, где умер Мессия, «заместительная» жертва павшего человечества. Но это только догадка.

Закрытие прохода к пещере

Рон постоянно закрывал туннель, через который они первый раз проникли в пещеру. Рон многому научился за прошлые годы. Один урок он усвоил твёрдо: надо очень осторожно делиться информацией.

В течение их работы на раскопках у них были многочисленные опыты с людьми, которые могли бы плохо кончиться без «вмешательства Всевышнего». Например, однажды один известный евангелист наткнулся на их вход в раскопки и Рон пригласил его спуститься в пещеру. Полагаясь на честность этого человека, Рон рассказал ему об их поисках и в ответ получил обещание помочь. Когда позже несколько человек из группы евангелиста приехали на место раскопок, они сказали властям, что они были в составе экспедиции Уайетта и что Рон приедет через несколько дней (что не было правдой).

Они спустились в систему пещер и начали копать. Стена, где они копали, внезапно обрушилась, и только случайно они не были заживо похоронены под обломками. Они немедленно собрались и возвратились домой. Никакой реальный вред не был причинён за исключением того, что Рону и его сыновьям пришлось перекапывать всю область обвала.

Этот и другие подобные инциденты заставили Рона закрыть вход. В туннелях было бы почти невозможно найти верный вход, а закрытый он выглядел как стена из природного камня.

Рон сделал всё возможное, чтобы этот проход нельзя было использовать, во всяком случае вытащить через него большой предмет.

Все его попытки сфотографировать что-либо в пещере приводили к тому, что фотографии или слайды выглядели как одно сплошное пятно. (Позднее он понял почему – в то время он много свободно делился информацией и это могло привести ко многим серьёзным проблемам, если бы некоторые «сомнительные личности» увидели бы доказательства того, что эта большая золотая вещь действительно существует).

Следующим делом было найти главный вход в пещеру – вход, через который все эти предметы были внесены туда.

Поиск оригинального тоннеля, через который Ковчег внесли в пещеру

Прежде чем завалить вход, Рон ещё раз вошёл в пещеру и осмотрел первоначальный вход (через который были внесены предметы), сможет ли он проследить от этой точки до начала пути. Когда он открыл его, он обнаружил с другой стороны очень длинный туннель, который тянулся в обоих направлениях. Казалось, что туннель имел естественное происхождение, но был расширен, так как Рон увидел следы буров. Но впереди его ждали плохие новости: туннель был заперт с обеих сторон большими камнями. Теперь надо было определить с какой стороны пришли те, кто принёс предметы. Для решения этого задачи, Рон использовал простую логику. Предметы находились в храме – это должно было указать направление пути. Сейчас он находился в пещере, на многометровой глубине под землёй. Под храмовой горой и городом было найдено большое количество туннелей, но ни одного из них, насколько знал Рон, не было в нужном направлении. Был ли вход в туннель внутри города или где-нибудь с улицы за северной стеной? У Рона была идея относительно того, где начать поиски.

«Пещера Седикии»

В Иерусалиме зимой 1854 года врач и миссионер — доктор Барклай, вышел на прогулку. Он шёл к месту расположения традиционного «Грота Иеремии», который находился возле откоса Голгофы. Он вышел из Дамасских ворот. Внезапно его собака, мелькнув перед ним, исчезла. Она обычно отзывалась на свист хозяина, но в этот раз не отреагировала. Доктор услышал ее приглушённый лай со стороны городской стены. Когда он подошёл к стене, он заметил глубокое отверстие, заглянув внутрь, он услышал знакомый лай своей собаки. Так была найдена «пещера Седекии».

Эти обширная пещера расположена под мусульманским районом города, углубляясь на 750 футов (~230м) внутрь горы Мориа, она начинается в траншее или рве, разделяющем северную и южную часть города.

Максимальная ширина пещеры 325 футов (~100м), средняя высота – 50 футов (~15м). Ясно, что это был каменный карьер, но для чего его использовали, точно неизвестно. Существует версия, что эти камни использовались при строительстве первого храма и это может быть действительно так. О существовании карьера не было известно и наиболее вероятно, это всегда держалось в секрете из-за страха перед возможными попытками неприятелей сделать подкоп в город. Было немного известно о гигантском карьере, но всё указывало на тот факт, что из карьера в город не было никакого выхода.

На схеме карьера тёмными пятнами обозначены столбы из твёрдых камней для поддержки потолка, подобно столбам в угольной шахте. Когда шахтёры покидают шахту после истощения угля и убирают такие столбы, шахта обычно обрушивается. Столбы в этой пещере были оставлены, чтобы предотвратить её от разрушения и соответственно северную часть города, которая находится над ней. Когда Рон тщательно исследовал карьер, он заметил одну вещь, которая его взволновала.

Когда Рон начал свой проект, он нашёл самый лёгкий способ решения задачи с наименьшим количеством затрат. Он направился в гигантский карьер. Исследовав этот карьер, он попытался залезть непосредственно в то место, где древние резчики вырубали камни.

Видя, как глубоко в гору углубляется карьер, Рон подумал о том, сколько стоило труда перевезти камень из карьера в город через единственный вход в пещеру и затем через северные ворота. Было бы намного легче извлекать его из карьера через потолок прямо на городскую улицу, чем буксировать через весь карьер.

Для Рона ситуация была очевидна – камни через отверстие в потолке карьера отправлялись прямо в город. Чем больше он об этом думал, тем больше это казалось ему очевидным, хотя никто ещё не нашёл выхода из карьера в город.

Рон начал исследовать каменные столбы и обнаружил, что это были гигантские насыпи из земли и обломков камней. Рон предположил, что они были насыпаны через отверстие в потолке. На поверхности это выглядело бы как обычная земля. Но не имея возможности исследовать область на поверхности, Рон не знал, было ли это нечто подобное «крышке люка» или просто насыпанный через отверстие грунт. Но он был убеждён, что отверстие находилось там.

Туннель в карьере

Располагая этой новой информацией, Рон задавал себе вопрос: существует ли туннель, ведущий из карьера в пещеру? Если да, то возможно Ковчег и другие предметы были спущены через отверстие из северной части храмовой горы в карьер, а потом по туннелю доставлены в пещеру. И Рон начал искать туннель, будучи вполне уверенным, что он его найдёт.

Почти полностью скрытое из вида валунами и нависшими камнями в стене пещеры существовало отверстие, которое было завалено несколькими большими камнями, но вело в нужном направлении. Но это был длинный путь до месторасположения, в котором Рон работал все эти годы. Если это был действительно туннель, который вёл к нужной пещере, то расчистка такого длинного туннеля будет представлять собой будущий проект.

Ангел-хранитель

В конце 1800-х годов карьер систематически исследовался и его план составил француз Шарль Клермонт-Ганно, который осмотрел каждый маленький выступ и трещину в пещере, сделал наброски, нарисовал карты и схемы. Во время этого осмотра, он обнаружил на скале выгравированное изображение, которое тщательно зарисовал. Это было существо с крыльями, туловищем и хвостом льва и головой человека с длинным, плавным рогом, похожим на шлем. Каменную плиту с высеченным изображением вырубили и отвезли в Отдел исследований Палестины в Лондоне.

Ниже представлена зарисовка, сделанная французским исследователем.

Можно заметить однотипность основных моментов этого существа и херувима из Израильского дворца в Самарии (см. рис. ниже).

Стиль изображения (как считают специалисты в этой области) указывает на то, что его можно датировать приблизительно 7 столетием до н.э., когда Израиль находился под культурным влиянием Ассирии, то есть перед Вавилонским пленением, что согласовывалось с предположениями Рона о времени, когда были спрятаны храмовые предметы.

Если вернуться к отрывку из 2 книги Макавеев, которую, впрочем, нельзя считать полностью достоверной, то в ней есть замечание о товарищах Иеремии, с которыми он, возможно, спрятал храмовые предметы в пещере:

«Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его. Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа» (2 Макк. 2:6,7).

Кто были эти «сопутствующие»? У Рона была интересная теория на этот счёт.

Если действительно через туннель, который нашёл Рон, в пещеру были принесены Ковчег и остальные предметы из храма, то вероятно кто-то из участников этих событий изобразил херувима как символ «охраны» входа в туннель. Помните Эдем?

«И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:24).

Рисунок был расположен как раз возле заваленного входа…, но, конечно, это было только предположением.

Использование радара при поисках туннеля

В последующие годы Рон начал использовал подповерхностный радар для поиска туннельного прохода от карьера до района откоса. Он нашёл туннелеподобные пустоты под улицей в нужном направлении, приблизительно на 20 футовой (~6м) глубине. Но из-за того, что это было на значительном расстоянии от места раскопок и из-за зданий, построенных в этом районе, он не смог проследить линию «пустоты» до конечной точки.

Рон использовал радар для исследования закрытого входа в подземном карьере и нашёл пустоту за преградой.

Всё, что теперь осталось сделать – это открыть вход, который он нашёл. Это был туннель. Но через несколько футов внутри проход был снова завален большими камнями и грунтом. Казалось, что тот, кто закрывал проход, пытался так его замаскировать, чтобы он напоминал природный заваленный камнями и грунтом туннель. Следующие решение, которое должен был принять Рон: пытаться ли расчистить чрезвычайно длинный туннель или продолжать работу в пределах первоначального места раскопок и попробовать найти туннель с этой стороны.

Время идёт

У сыновей Рона — Дэнни и Ронни была теперь собственная жизнь. Они оба вступили в специализированные области работы по строительству и имели обязанности, которые не позволяли им роскошь оставить работу, чтобы путешествовать взад и вперёд по Ближнему Востоку. В работе по поиску туннеля, который вёл к пещере, содержащей Ковчег, Рон должен был полагаться на помощь других людей. Иногда у Рона были замечательные добровольцы, которые желали следовать инструкциям и соблюдать правила. Другие люди, временами походившие на хороших, заслуживающих доверия людей, впоследствии как оказалось, были проклятием вместо благословения. Ковчег Завета, казалось, притягивал к себе тех, кто имел свои собственные планы относительно его судьбы.

Дальнейшие работы после того, как Ковчег был найден

Пришло время, когда Рон сообщил властям кое-что о раскопках, это убедило их, что он обнаружил, по крайней мере, некоторые предметы из первого храма. Тогда властями был предпринят план — осторожно определить общественную реакцию на заявление, что найден Ковчег Завета. Должностные лица, с которыми Рон имел дело, были серьёзными правительственными служащими, заинтересованными в благосостоянии народа, они понимали, что такое заявление, вероятнее всего, приведёт к кровавому столкновению с одной стороны тех, кто хочет разрушить мечеть на храмовой горе и построить третий еврейский храм и возобновить систему жертвоприношений, а с другой стороны с арабами. Эти люди не верили в то, что храм когда-нибудь будет восстановлен, но они хорошо были знакомы со страстью фанатиков.

Их попытка проверить общественную реакцию на предмет нахождения Ковчега Завета была использована религиозными фанатиками как знак к восстановлению нового храма и привела к большому кровопролитию. До сегодняшнего времени это чрезвычайно острая проблема и израильтяне с большой осторожностью вырабатывают решение, исходя из интересов национальной безопасности. Каким будет это решение, мы не знаем, и возможно, пока не придёт время, не знают и они сами.

Продолжение работ в системе пещер

Рон решил продолжить поиск первоначального входа в пещеру. С помощью хорошего высокотехнического оборудования, таким как радар, он имел возможность обнаружить пустоты за каменными стенами. В одном месте он смог определить, что находится в нескольких футах от пещеры, но добраться от точки А до точки В через такую толщу твёрдого известняка было очень не просто.

Таким образом, он проверил много ложных сообщений приборов, например, они обнаружили в системе пещер каменную стену, которая тянулась вдоль передней части откоса, также как стена пещеры. Но это сообщение не дало никаких результатов.

Чтобы лучше понять проблемы, возникавшие при раскопках, давайте послушаем очевидца этих событий – жену Рона, Мэри Нелл Уайетт:

«Я не могла понять этого, когда Рон пытался объяснить мне свои проблемы, до тех пор, пока я сама не оказалась в системе пещер. Когда я протиснулась чрез маленькое отверстие, я ожидала увидеть большую пещеру, похожую на те, в которых я была в детстве. Вместо этого я обнаружила, что маленькое отверстие вело в шахту, прямо вниз на глубину 25 футов (~7.5м), спускаясь по которой, нужно держаться за верёвку и уварачиваться от камней. В конце шахты я оказалась на деревянных досках, которые служили небольшим полом, и подо мною на 40 или больше футов (~12м) тянулась открытая пещера.

Это не было похоже на то, что я ожидала увидеть. Когда я кружилась и поворачивалась, пытаясь протиснуться через узкую шахту, которая служила проходом в эту область, я обнаружила, что не имею ни малейшего представления о направлении своего движения. Без компаса здесь можно полностью дезориентироваться в пространстве. Когда я прошла через несколько проходов, я была поражена, насколько они были узкими. Немного склонная к клаустрофобии (боязни замкнутого пространства), я стала совершенно по-новому относиться к Рону, Денни и Ронни – я не могла представить, как они здесь работают.

Раньше я думала: «Если вы знаете, сколько футов до некоторой точки, почему вы не замерите это расстояние и не пройдёте прямо туда?» Теперь я поняла почему. В узких стенах пещер казалось невозможно что-нибудь измерить. Для меня казалось невозможным даже узнать правильное направление. Конечно, Рон много лет работал в этих пещерах и туннелях и знал их наощупь, но всё равно это не было лёгким делом, как кажется на первый взгляд.»

Предчувствие беды

В дополнение к поискам в системе пещер, Рон со своей группой пытался открыть заваленный вход в первоначальный туннель в пещере Седекии. При удалении камней в коренной породе образовывались пустоты. Рон проползал туда и начинал собирать камни и грунт в ёмкость, потом передвигал её следующему человеку, тот – следующему и т.д. по цепочке до последнего, который вываливал содержимое. Этот же метод использовался внутри системы пещер и такая бригада иногда состояла из 10 и даже больше человек.

Однажды при расчистке туннеля с группой хороших друзей из Флориды, Рона внезапно охватило предчувствие надвигающейся беды. Он рассказал всем об этом чувстве и объяснил, что не знает, что именно должно случиться, но им нужно срочно собрать инструменты и быстро выбираться. И когда они начали выходить, они услышали из района туннеля громкий, быстро приближающийся гул. С потолка туннеля прямо на то место, где сидел Рон, упал огромный валун.

На следующий день они вернулись, Рон расколол этот валун и убрал с дороги. Предчувствие беды прошло, и они продолжали работу. Но грунт настолько закрывал проход, что казалось, ему не будет конца. Всё же Рон не знал, завален ли туннель на всём своём протяжении, и правильно ли был выбран этот туннель?

Однако, в последний раз, когда Рон возвратился в туннель с Ронни, который взял отпуск на работе, они нашли римскую монету с изображением императора Тиберия. Это указывает на то, что в Римские времена туннель был открыт, а потом завален. Мы не смогли найти монету в нашем каталоге Императорских Римских монет, и поэтому предполагаем, что монета принадлежала к классу «городских монет».

Раскопки прямо вниз

Последний план Рона состоял в том, чтобы попытаться через коренную породу скалы пробурить шахту в пещеру, в которой находились Ковчег и остальные предметы. Но были сомнения: во-первых, шахта могла обрушиться и повредить некоторые предметы, во-вторых, они могли, потратив много сил, обнаружить, что прошли мимо пещеры. Это было предприятие, требовавшее огромной работы. Но всё же Рон и два его верных помощника решили начать копать шахту. К тому же у них теперь были отбойный молоток и намного лучшее оснащение чем то, которое они использовали в прежние годы.

Они начали бурить шахту и углубились приблизительно на 10 футов (~3м) в твёрдый известняк, но конца работы не было и видно. И Рон сильно расстроился, что естественно для человека, который видит, что затраты огромных усилий не приносят ощутимых результатов.

Рон продолжал работать над всеми своими проектами, но его стало угнетать чувство бессмысленности его работы. Библейские примеры тех, кто служил Богу, но иногда неправильно вёл себя (например, Моисей вместо того, чтобы сказать скале, чтобы она дала воду, ударил по ней, и за это не вошёл в Обетованную Землю), ярко напоминали Рону о том, насколько серьёзные последствия могут иметь любые действия, направленные против воли Божьей. Рона мучили сомнения: если он ошибся, и Бог не может больше использовать его, то как ему об этом узнать? К этому времени он начал задаваться вопросом: «Не уволен ли он с работы?» Рон всегда знал, что Богу для выполнения Своих намерений не нужен обязательно он и Бог всегда может найти другого человека. Рону казалось, что его усилия не давали результатов, а прошло уже 10 лет с тех пор, как он нашёл Ковчег.

Слова поддержки от «Посетителя»: «Да благословит Вас Господь в том, что Вы делаете здесь»

Однажды Рон и один его помощник отправились в Иерусалим на раскопки. Но месяцем или двумя ранее, Рон выступал с речью об открытиях в некоторой церкви и один человек проявил особый интерес относительно Ковчега Завета.

Он производил хорошее впечатление и расспрашивал о предстоящих поездках. Рон тогда сказал, что это будет через несколько месяцев. Тогда он спрашивал, где они собирались остановиться, потому что, как он объяснил, он также ехал в Израиль и хотел узнать относительно дешёвую гостиницу. Поэтому Рон сказал ему где он обычно останавливался — это походило на достаточно невинные вопросы.

Но когда Рон со своим помощником достигли гостиницы, тот человек, который ранее расспрашивал Рона, был уже там. Он каким-то образом выяснил дату их прибытия! Оказалось, что этот человек был под впечатлением (или заблуждением), что он «пророк» и намеревался навязать себя в помощники.

Они были готовы к работе, но не было никакой возможности избавиться от навязчивого спутника, которому Рон не собирался открывать что-нибудь важное, поэтому они пришли к месту раскопок, но не приступали к работе. Они не знали что делать с этим человеком.

Этот инцидент переполнил чашу терпения Рона. Обычно он молился о происходящем и получал убеждение о том, что его работа угодна Богу. Рон оплачивал все расходы из своего собственного кармана и они были весьма велики. И так как не было ощутимых результатов, Рон считал, что все усилия, время и средства потрачены впустую. Поэтому он начал задаваться вопросом: действительно ли он делал то, что хочет Бог или нет. Ведь на тот момент прошло уже 10 лет с тех пор как он обнаружил Ковчег. Рон задавался вопросом: может он делал что-то не так и поэтому Бог больше не может использовать его? Каков бы ни был ответ, Рон решил, что эта поездка будет последней. Он решил закрыть вход в систему пещер и никогда туда не возвращаться.

И хотя это не было похоже на него, из-за бессмысленности прилагаемых им усилий, Рон отправлялся в эту поездку очень взволнованным. Инцидент с «пророком» был для него ужасным ударом. Это полностью подавило в нём всякую уверенность и надежду на успех, поэтому он расценивал эту поездку как неудавшуюся, что подразумевало его «отстранение от Божьей работы». Но тогда одно событие полностью изменило жизнь Рона.

Однажды в той поездке, он и «пророк» сидели у входа в систему пещер, помощник Рона был внутри. Рон занимался с аппаратурой, «пророк» сидел в тени большого кустарника и ел свой обед. Место, где они в тот момент сидели, было несколко ниже, чем окружающий ландшафт позади них, потому что в этом месте Рон производил раскопки. Это необходимо понять в свете последующего события.

Рон услышал позади себя голос, говорящий: «Да благословит Вас Господь в том, что Вы делаете здесь». После этих слов Рон обернулся. Намного выше него стоял высокий, стройный мужчина с тёмными волосами, одетый в длинное белое одеяние с покрытой головой, подобно той одежде, какую носили в библейские времена, но только чисто белого цвета. Пораженный, главным образом тем, что он не говорил никому, что «делал здесь», Рон задал ему вопрос, кем был этот человек. Рон попробовал завязать вежливую беседу и спросил его, может он был местным? Мужчина просто ответил: «Нет». И затем молчал. Рон тогда спросил его, может он был туристом, и он снова просто ответил: «Нет». Далее последовала тишина и после человек в белом сказал: «Я нахожусь на пути из Южной Африки к Новому Иерусалиму». Рон был так поражён, что он не смог после этого сказать что-либо, но только уставился на него. Тогда, этот мужчина снова сказал: «Да благословит вас Господь в том, что Вы делаете здесь», а затем повернулся и ушёл.

После этого момента, «пророк», который не мог видеть мужчину в белом, потому что он сидел в тени кустарника, сказал: «Рон, Вы думаете, что мы говорили с ангелом?» Рон ответил: «По крайней мере…»

...

 


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен с политикой конфиденциальности , а так же с пользовательским соглашением.