(Из информационного бюллетеня W.A.R. №10 за январь 1995 г.)
Мария Нелл Уайетт
Содом и Гоморра. Местоположение этих городов, наряду с другими городами равнины, долго было предметом размышлений и поиска. Большинство людей, которые в курсе дел относительно этого во проса, знают, что на этот счёт существует несколько распространённых теорий.
Одна из них предполагает, что эти города находятся сегодня под водами южной части Мёртвого моря. Другая теория предполагает, что они расположены на иорданском берегу Мёртвого моря на плато, где расположены пять археологических участков.
Однако, эти пять участков располагаются на пятьсот футов (~150 м) выше равнины на плато; не на равнине, как определённо заявлено в Библии. Также, они являются слишком малыми, чтобы быть городами. Наибольшие из них были размерами в десять акров (~40470 м2), а другие в два акра (~8094 м2).
Рон Уайетт не планировал поиск местоположений этих городов. Но начиная с 1978 года, он совершал много поездок по израильскому побережью Мёртвого моря, поскольку он путешествовал к различным археологическим участкам, на которых проводил исследования, и в начале 1980-х он был внезапно поражён странным появлением некоторых «формирований», мимо которых он проезжал. Они предстали перед взором исследователя как очертания городских стен и зданий белесого цвета.
Несколько лет это было всего лишь предположением, но в 1989 году Рон обнаружил подтверждения того, что эти формирования белесого цвета не были геологическими формациями.
Найденные участки не были сконцентрированы на южном побережье Мёртвого моря, но вместо этого были расположены на протяжении многих миль вдоль западного побережья, от южного берега до места, находящегося на расстоянии приблизительно в десять миль от северного побережья Мёртвого моря. Всего было обнаружено 5 подобных участков.
Где были расположены эти города?
В Библии упоминается четыре города, которые формируют границы земли хананеев:
«И были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши» (Быт. 10:19).
Учёные предполагают, что останки этих городов находятся в одном месте на южном побережье Мёртвого моря. Но было бы странно для Содома, Гоморры, Адмы и Севоима быть границами пределов земли хананеев, если бы все они находились в одном месте. Логичнее предположить, что эти города располагались на некотором расстоянии друг от друга для того, чтобы быть границами земли ханаанской.
Местоположение найденных Роном участков в действительности было рассеяно на расстоянии более чем 50 с лишним миль (~80 км). Один из них был расположен к северу от Иерихона, что совершенно согласуется со священным писанием, которое указывает, что Севоим был расположен к северу от Мёртвого моря:
«Саул с сыном своим Ионафаном и людьми, находившимися при них, засели в Гиве Вениаминовой; Филистимляне же стояли станом в Михмасе. И вышли из стана Филистимского три отряда для опустошения земли: один направился по дороге к Офре, в округ Суаль, другой отряд направился по дороге Вефоронской, а третий направился по дороге к границе долины Цевоим, к пустыне» (1 Цар. 13:16-18).
Исследуя карту, можно видеть, что это описание филистимлян, выходящих из Михмаса говорит об одном отряде, идущем на север, одном — идущем на запад, и о последнем, направляющимся непосредственно на восток — к долине, названной «Севоим», как раз к тому самому месту, где Рон нашёл последний участок! Вполне вероятно, что название города было сохранено в течение многих лет даже при том, что город был давно разрушен, также как, например, город Иерихон, будучи несколько раз разрушен и отстроен вновь, на протяжении тысяч лет не менял своего названия.
В 1989 году Рон посетил участок, располагающийся у подножия Масады и взял образец белесого материала, который тут же крошился в руках и был похож на тальк. Это конечно же было похоже на пепел. Тогда же была найдена капсула самородной серы в обрамлении уплотнённой золы, однако относительно того, чем это было, никакого заключения так и не было сделано.
Лот смотрел на Иорданскую равнину из Вефиля
«Аврам… продолжал переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем, до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа» (Быт. 13:2-4).
Это говорит нам о том, куда пошёл Аврам, когда он возвратился из Египта. Он пошёл в область Вефиля. И с ним был Лот, его племянник. В это время было решено, что они должны были разделиться, потому что земля просто не размещала все их стада, наряду со стадами коренных жителей этой области. Так, Аврам спрашивает Лота, какую землю он хочет выбрать, предоставляя ему это право:
«Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга. Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома» (Быт. 13:10-12).
Вефиль, очевидно, располагался достаточно высоко, чтобы Лот смог осмотреть и увидеть Иорданскую долину. Она занимала достаточно большое пространство и из-за гор могла быть замечена только северная часть этой долины, и оттуда конечно не были видны располагающиеся далеко на юге Содом и Гоморра.
Один автор в конце 1800-ых проверил это и написал:
«… что может быть там замечено, так это северная часть Мёртвого моря, Иорданской долины, и река, бегущая подобно синей нити через зелёную равнину. Холмы Эн-геди полностью закрывают вид на южную часть моря; но всё же, как я прежде говорил, в северной части можно было видеть Иордан приблизительно на две или три мили от моря. Я блуждал на всём протяжении холмов Вефиля и проверял этот вопрос». («Библия и современные открытия», Генри А. Харпер, Член Палестинского Общественного Исследовательсткого Фонда, 1891 г.).
Это означает, что Лот видел северную часть долины, которая теперь занята Мёртвым морем. Это как раз то место, где он двинулся к востоку. Потом было сказано, что он «стал жить в городах равнины», а затем «раскинул шатры до Содома». Позже мы узнаем, что он стал жить в том городе.
Таким образом Писание показывает, что «Иорданская равнина» действительно занимала большую область, так же как и её северная часть, которую увидел Лот. Писание описывает Лота «живущего» в «городах равнины» и затем раскидывающего свои шатры «до Содома». Возможно это описание путешествия Лота — первоначальной остановки в разных местах и заключительного продвижения в направлении Содома, где как мы знаем, он наконец обосновался.
Мы должны помнить, что Лот имел огромное количество животных, потому что главная причина, по которой он отделился от Аврама состояла в том, что для их объединённых стад не хватало пастбищ вокруг Вефиля. И поскольку Лот проходил по равнине, он должен был идти медленно, ведя свои стада. Везде, где он мог остановиться по пути, он должен был иметь достаточно земли для животных. И когда он наконец обосновался в Содоме, он всё ещё должен был иметь пастбище для его стада. Это указывает на то, что около города были пастбища. Участки, местонахождение которых определил Рон, располагаются на расстоянии в несколько миль, со множеством земли между ними.
Какими мы ожидаем увидеть останки городов?
Библейские Писания говорят о пожарище, при котором горящая сера обрушилась с небес (из атмосферы), полностью при этом сжигая сами города, всех людей, всю местность и растительность на ней:
«И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли» (Быт. 19:24,25).
Единственное упоминание о состоянии останков городов в течение времени Христа, было написано Петром:
«Города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам» (2 Пет. 2:6).
Этот стих полон информации. С одной стороны он говорит нам, что города превращены в пепел. Это может быть похоже на логичное заключение, так как они были уничтожены огнём, но сторонники той теории, что эти пять участков находятся на иорданской стороне Мёртвого моря были не в состоянии обратить внимание на то, что они не пепельны. Они содержат некоторые сожжённые артифакты, но они также содержат пищевые продукты и другие изделия, которые являются всё ещё неповреждёнными. Пётр сказал, что они превращены в пепел, и он также заявляет, что города были «выставлены напоказ для будущих нечестивцев». Греческое слово, переведённое как «напоказ» — «hupodeigma», которое подразумевает что-либо, «что показывают, что видимо». Это подразумевает, что это могло буквально быть видимо. Иуда пишет в том же самом ключе, представляя эти города как доказательство награды злых:
«Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» (Иуд. 1:7).
Слово, которое он использовал — «deigma», означает «показываемую вещь, образец», образованное от корня слова «deiknumi» — «показывать».
Свидетельство Иосифа Флавия
Описание этих городов можно прочесть у Иосифа Флавия в его «Иудейской войне», книга IV, глава VIII:
«Сам Иерихон расположен в долине, над которой возвышаются обнаженные от всякой растительности горные кряжи, тянущиеся на значительную длину: к северу до окрестностей Скифополиса, а к югу до того места, где в древности стоял Содом, и до берега Асфальтового озера. На всём своём протяжении горы эти лишены всякой культуры и вследствие своей бесплодности необитаемы».
«Земля, заключающаяся между обоими горными хребтами, называется Большой долиной».
"К нему (то есть к Мёртвому морю или Асфальтовому озеру) примыкает область Содома, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная. Она, как говорят, вследствие греховности её жителей была уничтожена молнией. Всё ещё существуют следы ниспосланного Богом огня и всё ещё можно видеть тени пяти городов. Каждый раз вновь появляется пепел в виде неизвестных плодов, которые по цвету кажутся съедобными, но как только ощупывают их рукой, они превращаются в прах и пепел. Таким образом, древние сказания о Содомской стране подтверждаются наглядно".
Описание Иосифа Флавия совершенно точно описывает то, что может быть и сейчас замечено на этих пяти пепельных участках. Беловатого цвета образы и формы отражают все визуальные характеристики древних городов и их стен.
Процесс горения
Разрушение этих городов имело место приблизительно 3900 лет назад, так что было бы весьма удивительно найти какие-либо останки пепельных масс. Но то, что они были разрушены божественным способом, вполне допускает и то, что они были и сохранены также божественным способом. Они составлены не из того типа пепла, о котором мы обычно думаем, который может сдуть ветер. Это сильно уплотнённый пепел, твёрдый снаружи. Но когда он раскрывается, внутри вещество намного более мягко, и если на него механически воздействовать, то он вскоре превращается в порошок.
Горение — это химический процесс и француз Лавушер, изучавший природу кислорода и сгорания, обнаружил, что сожжённые с серой вещества оставляют более тяжёлый пепел, чем оригинал несожжённого вещества. Дальнейшее изучение горения чрезвычайно усложнено, слишком усложнено для того, чтобы писать об этом здесь, но укажем, что случай разрушения этих городов был результатом тщательно управляемой химической реакции, которая произошла ОЧЕНЬ быстро, но всё же при этом поддерживалось равновесие, чтобы реакция не переросла во взрыв.
Скорость разрушения городов
Скорость разрушения огнём этих городов (и всей равнины) доказана хронологией событий в Священном Писании. Мы знаем, что это не началось, пока Лот с его семейством не были полностью вне Содома в Сигоре:
«Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» (Быт. 19:23,24).
Солнце уже взошло, когда пожарище началось:
«И встал Авраам рано утром и [пошел] на место, где стоял пред лицем Господа, и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи» (Быт. 19:27,28).
Когда Аврам рано утром встал, пошёл, посмотрел, тогда он увидел небо, заволоченное чёрным дымом. Будучи пастухом, Аврам наверняка имел привычку вставать вскоре после того, как солнце взошло. Но и тогда, рано утром, он видел уже не сам огонь, а последствия его действия.
Эффект расслоения
Одна из интересных особенностей этих участков – эффект расслоения во ВСЁМ пепельном материале. Можно различить cотни и тысячи слоёв, и ни один из них не является очень толстым. При очень высокой температуре горения и/или в очень горячем огне, содержащем щелочные металлы или щелочноземельные металлы (например натрий и кальций) положительные и отрицательные ионы притягиваются и отталкиваются и результатом этого процесса является эффект расслоения.
Мы знаем, что для того чтобы полностью сжечь камень и металлы, огонь должен иметь чрезвычайно высокую температуру горения; и мы знаем, что существует огромное количество натрия (соли) в этой области — Мёртвое море имеет самую высокую концентрацию соли в сравнении с любой массой воды на земле. И наибольший соляной купол — гора Сдом, находится также в этой области.
Сигор также был разрушен?
Одна потенциальная загадка возникла тогда, когда Рон нашёл пять участков вместо четырёх. Библейские Писания говорят, что Лоту и его дочерям чтобы избежать надвигающегося уничтожения удалось убежать в Сигор. Этот пятый город расположен на расстоянии всего нескольких миль от Содома. Между этим маленьким участком и Содомом располагается часть горы Содом и это совершенно соответствует описанию из Бытия.
Когда жена Лота остановилась на достаточное время чтобы оглянуться назад, она была превращена в соляной столб, что указало на то, что тогда также имел место другой химический процесс. Этот процесс, возможно, преобразовывал отдельные области в соль, и вполне вероятно жена Лота стала жертвой этого.
Этот пятый участок чрезвычайно мал по сравнению с другими четырьмя и он совершенно квадратный. Это был Сигор. Мы знаем, что Сигор не был разрушен, когда это произошло с другими городами. Но позже он разделил с ними ту же участь:
«И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его. И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли; итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя» (Быт. 19:30-32).
По некоторым причинам Лот боялся оставаться в Сигоре, так что он и его дочери покинули его. Следующая вещь, которую мы читаем — то, что они проживали в пещере и его две дочери заявляют, что нет никаких мужчин, оставленных «на земле», чтобы кто «вошел бы к нам по обычаю всей земли», или, короче говоря, чтобы они забеременели. Это говорит нам, что по некоторым причинам, вскоре после оставления Сигора, они полагают, что они — единственные люди, оставленные на земле. Почему они подумали так, если они только что не были свидетелями разрушения Сигора? Область земли, которую затронуло пожарище, которое разрушило Содом и Гоморру, была чрезвычайно большая, и Лоту и его дочерям, вероятно показалось, будто весь мир был уничтожен, за исключением небольшого Сигора.
Так как жители Сигора были столь же злыми как жители Содома, Лот с дочерьми ожидали его скорого разрушения, что и произошло в действительности. Случилось ли это на следующий день, или неделе, или месяце, мы не знаем. Но Иосиф Флавий заявляет, что «всё ещё можно видеть тени пяти городов».
Распознаваемые городские структуры
Мы решили исследовать лучший из сохранённых участков — Гоморру и исследовать его на предмет нахождения периметров городских стен, улиц или каких-либо других структур. Мы не ожидали увидеть слишком многого, так как понимали, что за прошедшие почти 3900 лет с момента разрушения городов, эрозия сделала своё дело. Но всё же мы были достаточно удивлены.
Поскольку мы припарковали машину и шли пешком по направлению к тому, что напоминало северную стену, мы вскоре увидели очень интересный объект, стоящий отдельно, на расстоянии в нескольких сотнях метров от того, что как мы предполагали, было стеной. И когда мы приблизились к этому объекту, его форма стала очевидной – она напоминала сфинкса.
И направляясь от этого «сфинкса» к «стене», мы достигли места, где она прерывалась, подобно входу — вероятно это и был главный вход. Проходя вдоль «улиц», мы обнаружили, что они действительно были связаны друг с другом подобно современным улицам. Если бы это были овраги от наводнений, то их взаимное расположение было бы неупорядоченным. Но здесь проглядывался порядок во всём, что мы видели.
Другим интересным моментом было то, что структуры (стены, здания, и т.д) располагались намного выше чем уровень, по которому мы шли, и что ниже некоторого уровня повсюду наблюдались насыпи белого порошка. После рытья вниз, мы обнаружили, что мы шли по уровню, очень близкому к коренной породе. Это показало, что мало того, что сами города были сожжены, но и даже слой грунта был превращён в пепел вплоть до основания коренной каменной породы. Это привело к тому, что дорожки, по которым мы шли, располагались намного ниже, чем окружающие нас структуры.
Наше внимание привлекло явление явно не природного происхождения. Участок, с которого было видно разрушенную двойную стену, которая выступала по направлению к нам под углом ровно 90 градусов.
Затем мы поднялись по канатной дороге на вершину Масады с целью рассмотреть останки этого участка сверху. Обозревая участок с вершины, мы смогли увидеть особенности, которые не были видны с земли.
Отсюда мы смогли распознать структуры, которые точно походили на искусственно-возведённые области других древних городов и которые были храмовыми или культовыми сооружениями. Эти структуры были довольно обширными и включали в себя строение в форме зиггурата, а так же форму сфинкса, подобную той, какую мы видели у входа, но гораздо больших размеров. В местах, где уровень земли повышался, пепельные структуры представлялись стоящими в ряд строениями.
Стены, простирающиеся вокруг этого участка, показали одну очень захватывающую особенность — они были «двухуровневыми», в точности подобные хананеянским городским стенам других выкопанных участков. В том месте, где стена имела открытый вход на северной стороне (который, как предполагается, был главным входом в город) располагалась высокая структура на западном краю этого входа, точно подобная башне у ворот. Стало ясно без сомнений, что все эти особенности не были простым совпадением. Но при всём при этом, Рон всё ещё чувствовал, что должно быть НЕЧТО, что определённо и вне всяких сомнений докажет, что эти участки были городами. И Рон продолжал искать это свидетельство.
Странное свидетельство
В августе 1990 г. Рон обнаружил небольшой образец пепла, приблизительно 10 см длиной, который имел очень странный участок. Этот участок был совершенно круглым углублением, окружённый красноватым кольцом твёрдого материала. Рон не знал и не имел никакой идеи, чем это фактически было. Рон снимал и фотографировал повсюду на участке, но так ничего и не нашёл. Два месяца спустя, в октябре 1990 г. Рон возвратился к участку ниже Масады — Гоморре.
Свидетельство найдено
Рон просил нескольких своих друзей молиться о том, чтобы ему найти требуемое «категорическое» свидетельство.
В октябре 1990 г. Рон прибыл на место и обнаружил, что недавно прошёл дождь. Это очень редкое явление в этой местности, которая получает менее чем от ¼ до ½ дюйма осадков в год. В то время как он был там, было всё ещё пасмурно, что также очень помогло.
Яркое солнце и белый пепел сильно ослеплял, но теперь он мог видеть весьма хорошо. И поскольку он блуждал по этой местности, он увидел нечто напоминающее открытую комнату или пещеру впереди и направился исследовать её.
По пути он натолкнулся на очень большой кусок пепла, который не так давно отвалился от весьма высокой структуры, вероятно из-за недавнего дождя. Рон остановился, чтобы рассмотреть его и увидел многочисленные желтоватые шары, вкраплённые в этот отвалившийся кусок пепла. Эти вкрапления были окружены красновато-чёрным твёрдым кольцом.
Вырвав один из них, на запах и вкус Рон признал в нём серу. Это было свидетельством, в котором он нуждался – повсюду в пепельных останках были обнаружены круглые шары самородной серы, скрытые в капсулы из сожжённого материала.
Эти серные шары находились буквально повсюду. Он не был способен увидеть их прежде, потому что их охватывал рыхлый пепел. Но теперь дождь смыл его с серных шаров и обрушил большой кусок пепельного материала, показывая вкраплённые в него серные шары. Красновато-чёрный кристаллический материал, окружающий шары серы, показал, что они когда-то горели. Вполне вероятно, что эти шары самородной серы падая с неба горели, сжигая всё на своём пути. И поскольку упав, они продолжали гореть, через некоторое время окружающий серу расплавленный материал предотвращал доступ кислорода к пламени, охватывая этот шар в пепельную капсулу.
Было также обнаружено, что по мере разрушения пепельного материала, эти шары серы оказываются снаружи и выпадают из своих капсул и могут быть найдены лежащими на поверхности на всём протяжении этих городов. Но мы не были способны видеть их прежде потому, что они были покрыты толстым слоем пепла.
Рон Уайетт говорит: «Библия повествует нам о том, что на города Содом и Гоморра пролился дождь из огня и серы. И то, что вы видите перед собой, является результатом воздействия больших и малых кусочков горящей серы, которая обладала большой температурой, и мы обнаруживаем здесь то, что Бог послал эту горящую серу на города в виде дождя и слово «дождь» полностью подходит для описания этого явления. Сера упала на землю точно также как проливается дождь.
Конечно повышенная температура, сопровождающая этот процесс, ввергла в огонь весь город, эти кусочки серы воспламенили там всё что можно – металл, камень и конечно людей. Всё, буквально всё сгорело, а сера продолжала гореть, и это расплавило вещество вокруг серы. После того, как вещество полностью сгорало, к сере прекращался доступ кислорода, и конечно, потом происходила капсулизация. В каждой из этих кристаллообразных капсул имеются кусочки серы размером напоминающие шарики подшипника. И миллионы таких шариков найдены в окружающем пепле.
Некоторые мы вскрыли и таким образом вы можете видеть серу внутри, а другие оставили нетронутыми. Но повторяю, таких шариков здесь миллионы. Это явно указывает на то, что Бог излил дождём серу и пламя на эти города».
Химический состав шаров серы
Сразу по возвращении домой из этой поездки Рон доставил несколько данных образцов в лабораторию в штате Теннеси. Жёлтые шарики в центре колец красноватого цвета, как подтвердилось в ходе анализов, состояли на 95% из серы с примесями некоторых других элементов, которые способствовали образованию сверхвысокой температуры.
Когда Рон попросил учёных провести исследование температуры горения образцов, то те отказались, ссылаясь на то, что их испытательная камера, из нержавеющей стали, может быть повреждена.
Материал, который окружал вплавленные кусочки серы, также был исследован, и результаты показали, что это пепел.
Дома мы провели своё собственное небольшое исследование и сожгли немного серы в ложке. При этом мы наблюдали пурпурное пламя, свидетельствующее о высокой температуре. Во время горения невозможно было держать ложку. Позже мы обнаружили, что в ложке от горения образовались отверстия. Затем мы поместили немного вещества окружавшего серу и постарались его сжечь, но оно не загорелось вовсе. Оно даже не потемнело. Это вещество уже было уничтожено огнём полностью и ничего не осталось для огня.
Химический состав окружающего пепла
На 42 странице книги Леннарта Моллера «Дело — Исход» сообщается о химическом составе окружающего серные капсулы пепла. Он состоит, в порядке убывания количества, из:
- 5% серы (эрозия от шаров серы)
- CaCO3 (арагонита и кальцита, то есть карбоната кальция)
- CaSO4 (гипса, то есть сульфата кальция)
- SiO2 (кварца)
и в меньших количествах:
- NaCl (соли)
- CaMg (CO3)2 (доломита)
- и небольшое количество CaF2 (флюорита)
Билл Фрай также сказал, что этот пепел состоит «в основном из карбоната и сульфата кальция. Такие вещества обнаруживаются при сжигании известняка в присутствии серы и это и есть — пепел».
Вещество, содержащееся в пепельных останках — сера или серные шарики. Её обычно находят в кристаллической форме, но эта сера уникальна в своем роде, так как она круглая, белая и имеет консистенцию компактной пудры. Обычно находят образцы с содержанием 30-40% серы, в то время как эти серные шарики на 95-98% состоят из чистой серы. Эта сера содержит примеси некоторых металлов, которые увеличивают количество выделяемой теплоты при горении. Она горит при температуре 5000—6000 градусов по Фаренгейту. В Галбрейской лаборатории в Кноксвилле, штат Теннеси, нам сказали, что испытание этих образцов на температуру горения не может быть произведено, так как это повредило бы их испытательные камеры из нержавеющей стали. Серу обычно находят только в вулканических породах, в сульфидных минеральных жилах или в осадочных породах, в состав которых входят ангидрит, гипс, известняк. Мы знаем, что эти серные шарики горели когда-то в прошлом, так как вокруг них присутствует обуглившееся оболочка.
Эти города действительно уникальны. Другие города, которые были сожжены или разрушены в результате извержения вулкана, подобно Помпее, покрыты слоем пепла, и под ними первоначальный материал. Здесь, однако, мы видим целые города, полностью превращенные в пепел, точно так, как описывает Библия:
«И если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам» (2 Пет. 2:6).
Рон стал исследовать вопрос о том, была ли найдена сера в подобной форме где-нибудь ещё. Он отправился в Смитсоновский институт в Вашингтоне, округ Колумбия, и рассмотрел выставку серы в её различных формах, но ни один из образцов не имел формы сферического шара. Но чтобы полностью убедиться в этом, Рон попросил показать ему и другие экземпляры. Ему показали полную коллекцию образцов серы, которая состояла более чем из пятидесяти экземпляров. И снова, ни один из них не имел такой формы.
Более ранние свидетельства о серных шарах
Чистая сера в сферических шарах нигде ещё не была найдена, кроме как в этой области. Мы говорили об этом с многочисленными геологами и химиками, не говоря им о причинах вопросов. Рон Уайетт был не первым человеком, который обнаружил самородную серу около Мёртвого моря. Когда Уильям Олбрайт и Мелвин Кайл намеревались найти города Содом и Гоморру в 1924 году, они также нашли подобные образцы самородной серы в южной части Мёртвого моря.
«... область, на которую был пролит серный дождь, содержит самородную серу. Мы собирали чистую серу, образцы которой были размером как конец большого пальца руки. Они смешаны с известковой глиной с гор на западной стороне моря и могут быть найдены рассеянными по берегу и даже на восточной стороне моря на расстоянии приблизительно в четыре или пять миль от выступа, который содержит страту. Они так или иначе рассеяны далеко и широко по этой равнине» («Исследования в Содоме» доктора Мелвина Кайла, 1928 г., стр. 52-53).
Будучи под влиянием традиционного представления, по которому города находились на юге Мёртвого моря, эти люди очевидно были на истинных участках, но всё же ошибочно приняли серные шары за «известковую глину» или за земляные отложения известняка, используемые как удобрения на почвах с дефицитом известняка.
Причина, по которой эти серные шары были найдены повсюду на этой равнине, проста — Библия говорит, что была разрушена вся равнина, включая находящиеся на ней города:
«И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли» (Быт. 19:25).
Следующая задача состояла в том, чтобы проверить каждый из этих пяти участков и убедиться, что серные шары присутствовали на каждом из них. Рон завершил бы это, если бы не один участок — «Севоим», к северу от Иерихона. В январе 1991 г. доступ к нему был запрещён, было установлено ограждение, которое включает в себя «нейтральную зону» по реке Иордан. Три ряда колючей проволоки заставили нас ждать лучшего времени для исследований. Участок «Сигор» расположен несколько южнее контрольно-пропускного пункта и, не привлекая к себе внимания, мы спокойно исследовали этот участок, находя в пепельных структурах шары серы.
Содом был безусловно наибольшим участком и немного более трудным доступом к нему. Он расположен позади горы Содом на равнине, которая простирается прямо до гор, и требуется достаточно времени и трудного восхождения, чтобы добраться до него пешком. Но шары серы были найдены также и там.
Поскольку как мы упоминали, участки перенесли огромное количество эрозии и лучше из всех, безусловно, сохранился участок «Гоморра». Участок «Адма» на северном конце Мёртвого моря, подвергнут большому количеству эрозии ветром, поскольку он расположен в не защищённой горами области. Его пепел обрёл снаружи коричневатый вид, вероятно из-за ветра, придававшему ему этот налёт. Всякий раз, когда секция отделяется, внутри можно ещё видеть материал чисто белого цвета.
Эти города, за исключением «Сигора», имеют немалые размеры — они весьма большие, с вероятным поселением тысяч людей. Мы знаем, что вся равнина была пышной, красивой областью, разве что сравнимой с Райским садом из Библии.
Мы также знаем, что река Иордан в то время, вполне вероятно, текла и впадала в Акабский залив. Все реки, за исключением тех, которые мы знаем в Африке, текут и впадают либо в море, либо в океан, либо, по крайней мере, в озеро.
Во время существования Содома и Гоморры, там где сейчас находится Мёртвое море (Быт. 14:3), был «дол» или долина, которая была полна «смоляных ям» с вязким битумом. Так как города находились на равнине, но не в долине, это доказывает то, что они не были охвачены водами моря.
Что думают люди об этих участках?
В конце концов, эти участки остались в своём виде относительно нетронутыми с тех пор как были уничтожены приблизительно в 1897 г. до н.э. Что люди думают о них?
Некоторые предполагают, что они были сформированы в то время, когда Мёртвое море охватывало всю эту область. Интересное предположение. Когда мы проверили беловатый материал в нескольких лабораториях, нам сказали, что это пепел.
Геологи утверждают, что любая область, которая когда-либо была под водой, будет содержать ил. Беловатый материал не содержал никакого ила. Он никогда не был под водой.
Но ещё более важным было то, что если бы вся эта область между Мёртвым морем и горами когда-то была под водой, то эти пепельные формирования были бы равномерно распределены по всей области, которая была охвачена морем. Всё же они изолированы друг от друга и сосредоточены в определённых местах.
«Содомский грех»
Большинство людей ассоциируют Содом и Гоморру только с одной греховной страстью — сексуальным извращением. Да, они были виновны в этом, впрочем как и большое количество людей не только сегодня, но и на протяжении всех веков. Но Библия заявляет, что их грех не ограничивался этим:
«Вот в чём было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей её: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала. И возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим, и, увидев это, Я отверг их» (Иез. 16:49,50).
Здесь мы узнаём, что корень их греховности произошёл из-за их большого богатства, которое привело их к безделью и игнорированию менее удачливых, чем они. Они были полны гордости и надменности, думая, что они были лучше чем другие.
Почему они были настолько богаты? На этот вопрос может ответить упоминание о «смоляных ямах». Битум был достаточно ценным товаром в те дни и широко использовался в древнем мире. Мало того, что он использовался как покрытие или консервант для грязевых кирпичей, он ещё использовался и как строительный раствор; использовался для обеспечения водонепроницаемого покрытия для вещей типа «тростникового ковчега», в который поместили ребёнка Моисея.
Даже сегодня, согласно энциклопедии Британника: «В своих различных формах битум — один из наиболее широко распространённых веществ».
Одна табличка Эблы, являясь списком некоторых закупок, содержащая цену за каждое изделие в серебре, показывает, что самая высокая цена платилась за битум. А люди этих городов должны были только выйти в свой «передний двор» и собрать его. Они не имели никакой нужды участвовать в тяжёлой работе. Они имели под рукой «золотой рудник». Это также объясняет, почему цари больших наций хотели сделать их вассалами — чтобы разделить с ними большое богатство через получение дани в форме битума.
Этот битум, возможно также был катализатором в пожарище, которое произошло на этой равнине. Битум или смоляные ямы, являются результатом просачивания подземного нефтяного запаса на поверхность. С нефтяными запасами также возможно просачивался в воздух природный газ. Всё это — предположения, но область содержит элементы и очевидность чрезвычайно катастрофического инцидента — такого, что в конечном счёте сформировал озеро, заблокировав реку от её длительного потока и который опустошил всю равнину до такой степени, что ничто больше там не росло («все произрастания земли»).
Свидетельство табличек из Эблы
Когда архив в древней Эбле (на существующий момент — северная Сирия) был сначала обнаружен в 1975 г., переводчик Джованни Петтинато сообщил, что он нашёл названия пяти городов равнины, не только внесённых в один список, но и записанных в том же самом порядке как и в книге Бытие. Однако сирийское правительство было «возмущено доминирующим акцентом на Западе о предполагаемом Библейском значении табличек». (Библейское Археологическое Обозрение, Май/Июнь 1980 г., стр.48).
Тогда из-за этих табличек поднялся довольно большой скандал, в котором сирийцы протестовали против связи библейских патриархов с сирийской историей. Это закончилось отставкой Петтинато и письмом его отречения относительно многих переводов. Однако, это является результатом политической игры.
Эти таблички открывают перед нами ещё одно свидетельство, которое положительно подтверждает Библейские Писания и сатана ожесточённо борется, чтобы подавить его. Назначенный позже директор итальянской миссии, производящей земляные работы в Эбле, выпустил заявление, которое показывает почему Петтинато был вынужден отречься: «Эти утверждения [связь табличек Эблы с Библией] были распространены американскими сионистскими центрами, которые разрабатываются для гнусных целей, нацеленных на доказательство экспансионизма и колониальных представлений лидеров сионизма». (Там же, стр.49).
Когда Петтинато, первоначальный переводчик текстов, сделал своё отречение, он всё ещё настаивал, что названия двух городов — Содома и Гоморры, были правильны. В свете серьёзных возражений, сделанных сирийским правительством, которые в природе своей являются просто политическими, основанными на их глубокой ненависти к израильтянам, я думаю, что мы можем уверенно принять это свидетельство, поскольку это было издано первоначально. И в его первоначальной публикации, он пишет, что имя царя одного из городов было упомянуто как «Бирша». Это имя в точности совпадает с Библией:
«Пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор» (Быт. 14:2)
В этих табличках весьма захватывающим является то, что они были найдены в хорошо изученном археологами городе, размером сто сорок акров, и который существовал во время Содома и Гоморры. Библейские Писания показывают, что Содом и Гоморра были разрушены только спустя двадцать четыре года после того, как Аврам оставил Харран, который располагался на расстоянии ста пятидесяти миль от древней Эблы.
Неоспоримыми доказательствами являются упомянутые в текстах Эблы названия городов, которые отражают имена родственников Авраама:
Phaliga = Peleg (Фалек)
Til-Turakhi = Terah (Фарра)
Nakhur = Nahor (Нахор)
Haran = Haran (Аран)
Но кроме этого они упоминают ещё и «Ур в области Харран», который был местом первоначального жительства Аврама, который впоследствии он оставил.
Свидетельство об уничтожении Содома, Гоморры и «всей равнины» не было сказкой. Это было реальное историческое событие, которое произошло в действительности так, как Библия и представила нам это. Но это свидетельство остаётся в силе и в наши дни. Для чего?
«Города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам» (2 Пет. 2:6).
«Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» (Иуд. 1:7).
«Дождём прольёт Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер — их доля из чаши» (Пс. 10:6).
«Он превращает реки в пустыню и источники вод — в сушу, землю плодородную — в солончатую, за нечестие живущих на ней» (Пс. 106:33,34).
«Ибо вот, придёт день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом (пеплом) под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф» (Мал. 4:1-3).
«Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» (Иак. 5:1-5).
«Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лук. 17:28-30).
Некоторые примечания относительно Содома и Гоморры
(Из информационного бюллетеня W.A.R. №8 за 1994 г.)
Мария Нелл Уайетт
Некто пытается различными средствами дискредитировать участки Содома и Гоморры, например утверждением, что шары серы найдены и в других местах Иорданской долины. Фактически, другие исследователи нашли их на местах более отдалённых, но всё же смежных с участками пепельных останков городов. Факт в том, что НИКТО не был способен найти любые охваченные капсулами шары серы, которые однажды горели, вне этих найденных участков сплошных пепельных структур.
Факт нахождения самородной серы в этих пепельных останках полностью уникален в том плане, что эти шары серы охвачены кристаллическими «капсулами». Раскрывая их, можно увидеть красные и чёрные кольца. В энциклопедии «Британника» (1985 г.), издание 13, с.816, говорится о цветовых изменениях, после того как сера нагревается: «Цвет также изменяется, углубляясь от жёлтого до тёмно-красного, и наконец, к чёрному приблизительно при 250 градусах Цельсия (482 градуса Фаренгейта). Изменения в цвете и вязкости, как полагают, говорят об изменениях в молекулярной структуре».
После того, как горящие шары серы попали в цель (упали на города), расплавленная сера на наиболее удалённой части горящего шара начинала охлаждаться. Та же самая энциклопедия, издание IX, стр.660, объясняет почему эти капсулы имели кристаллическую структуру: «Моноклиническая или призматическая сера получается в процессе охлаждения чистой серы и состоит из длинных, подобных игле кристаллов».
И это весьма точно подтверждает то, что найдено в пепельных останках — шары серы, охваченные кристаллическими капсулами медленно охлаждаемой, однажды горящей серы.
5 участков на восточной стороне Мёртвого моря?
Затем, есть популярная теория, что 5 участков, найденных на плато на иорданской стороне Мёртвого моря, являются участками Содома и Гоморры. (Смотри «Библейское Археологическое Обозрение» за сентябрь/октябрь 1980 г., стр.27-36.) Существует несколько причин, если верить Библейским писаниям, по которым эти участки не могут быть упоминаемыми городами.
Первая причина — просто они находятся не «на равнине», но вместо этого на плато, приблизительно на 500 футов (~150 м) выше равнины. Когда Уильям Олбрайт и Мелвин Кайл обнаружили участок Бэб эд-Дра в 1924 г., они сразу поняли, что этот участок не мог быть кандидатом на Содом, Гоморру или на любой из городов равнины:
«Это вполне определённо не город, а скорее временная лагерная стоянка, подобно Галгалу, или, возможно, скорее похожа на что-то типа Ваал-пиора в Моаве. Так как равнина в Бэб эд-Дра не является подходящей для культивирования и находится выше ущелья Сеил эд-Дра, это в любом случае было бы очень неудовлетворительным местом для города.
Оно возвышается на приблизительно пятьсот футов выше уровня Мёртвого моря. Но в оазисах ниже находится превосходное место для обитания, оно расположено на первом удобном повышении ландшафта выше центрального оазиса эль-Мезраах». («Археология Палестины и Библия», Уильям Фоксвелл Олбрайт, 1932 г., стр. 136).
Библия указывает на то, что Содом и Гоморра были превращены в пепел. Но эти участки хотя и были сожжены, но они не были превращены в пепел. Фактически, есть огромное количество существующих до сих пор артефактов на этих участках, включая обугленные виноградные лозы, которые всё ещё сохранили свои оболочки.
Вторая причина, по которой эти участки не могут считаться городами равнины – это их размер. Наибольший из этих участков — Бэб эд-Дра, занимает площадь только в 10 акров (~40470 м2), в то время как Нумейра — только в 2 акра (~8094 м2)! Подумайте об этом – такая площадь не является достаточно большой, чтобы считать их даже МАЛЕНЬКИМИ городами. Свидетельство показывает, что эти участки были вполне вероятно местами поклонения или местами, посещаемыми паломниками. Кладбище в Бэб эд-Дра, как говорят, содержит более чем 20000 могил, в которых лежат останки 500000 человек. Могло ли жить такое множество людей в 10-акровом городе? Конечно нет. Но по нашему мнению, возможно, что они были местами поклонения и кладбищами городов равнины. Возможно Бог оставил, не превращая в пепел эти кладбища и места поклонения, как доказательство того факта, что некогда города равнины населяло чрезвычайно большое количество людей.
Доктор Кайл, в его книге по исследованию этой области, написал:
«На данный момент, самородная сера осталась той же самородной серой, даже при том, что она чудесным образом использовалась (излита с неба). И по месту нахождения этой самородной серы можно определить ту область, на которую она была излита. Мы нашли чистую серу, размером столь же большим как конец моего большого пальца. Она смешана с известковой глиной гор на западной стороне моря и теперь может быть найдена рассеянной по берегу моря даже на восточной стороне, на расстоянии приблизительно четыре или пять миль от шельфа, который содержит страту. Она, так или иначе, рассеяна далеко и широко по этой равнине» («Исследования в Содоме доктора Мелвина Гроува Кайла», 1928 г., стр.52-53).
Доктор Кайл совершенно описал область Содома и Гоморры, за исключением того, что он назвал пепельные останки «известковой глиной», которая является земляным отложением, используемым как удобрение для почв с недостатком извести. Доктор Кайл и члены его экспедиции искали участки на южном побережье Мёртвого моря основываясь не на фактах, а на популярной концепции. Всё же, они прошли прямо по истинным участкам. Почему же они не заметили их? Вероятно для этого тогда ещё не пришло время.
Если бы Бог, чтобы управлять человечеством, был склонен нещадно наказывать или делать «физические повреждения», Он, возможно, легко создал бы нас с полностью автоматизированным, причиняющим боль механизмом, возможно «третьей» рукой, сделанной исключительно для этой цели. Но вместо этого, Бог дважды написал совершенный закон Своим собственным перстом и произнёс его пункты Своими собственными устами на горе Синай. ЭТО ЕСТЬ – безошибочный руководящий принцип для человеческого поведения! У людей существуют гражданские законы для предотвращения преступления и наказания преступного поведения и не секрет, что будет суд, где непосредственно сам Бог накажет за непрощённый грех: «У Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Евр. 10:30).
Но уже сейчас действуют некоторые силы, которые будут использовать правительственную власть для того, чтобы насильно насадить некоторое религиозное поведение на всех нас. ЭТО НЕ БОЖИЙ МЕТОД! Наш Господь Иисус Христос НИКОГДА никого не принуждал верить или повиноваться Ему. Наша вера является результатом свободного выбора при религиозной свободе и на данный момент это не приводит к риску потерять жизнь, не повод для причинения ущерба, принуждения, насилия, применения силы или использования любой формы контроля или управления религиозных убеждений любого человека.
Комментарии: