Как понимать Иакова.
Как понимать Иакова? Почему я разбираю именно это послание так подробно?
Многие делатели своего спасения ссылаются на места из этого послания. А стоит ли оно того?
Тема послания: Вера, исповедание и результат. Причина – обвинение Бога в том, что Он посылает испытания своему народу. Наставление послания – радоваться! Это звучит основной мыслью.
Итак, кому оно написано:
Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, – радоваться. (Иакова 1:1)
Однозначно, это послание написано всем евреям, и предназначено оно для чтения в синагогах.
Что это значит? В чём ценность этого послания? Почему оно здесь?
Представьте, если сможете, еврея, зарабатывающего киркой и лопатой. Получается? Не совсем? А вот еврея с деньгами, властью и с крепкими семейными связями – запросто! Что есть у них, чего так не хватает христианам? В чём причина их процветания? Ведь именно христиане сегодня являются наследниками и детьми еврейского Бога!
Так вот, это послание раскрывает суть еврейского успешного мировоззрения, и нам есть чему у них поучиться.
Представьте для начала, что евреи нисколько не сомневались, что мир сотворён Богом, что они – избранная Самим творцом нация, что Бог для них Сам свергает врагов и ставит царей. Что у них есть Закон от Самого Хозяина Вселенной, и Заповеди, полученные с огненной горы, от исполнения которых зависит их благосостояние.
Они уверены, что их жертвы делают их чистыми, несмотря на их грехи, поэтому стыд не является для них препятствием в осознании своей позиции перед Богом. И за это они относятся к Богу с глубочайшим почтением, которое не заставляет их грешить ещё больше, а утверждает их в их доверии Богу, в их особенности для Бога, в гарантии их успеха. Поэтому успех им обеспечен, независимо от людей, среди которых они живут.
Это другая философия, другое мировоззрение, другой взгляд на мир. Всё это отталкивается от подлинной веры в Бога, от подлинного Источника Жизни, проверенного поколениями их предков, и передаваемый через принадлежащие им Писания.
Вы скажете, что вы тоже не сомневаетесь в Сотворении, но я вас огорчу. Мы ЗНАЕМ это из Библии, но глубоко внутри нас живёт привитая с детства вера в эволюцию, вера в необходимость нашего труда, а не в дар Бога. Вера в то, что жизнь индивида не так важна, как выживание вида в целом. И мы воспринимаем многое не как для себя лично, а как для общества в целом.
Если бы мы верили в Сотворение, то мы бы не критиковали Его труд и не старались бы переделать ни себя, ни других. Только неверие толкает нас на поиск недостатков в Его труде и мы прикладываем бесполезные усилия в попытке всё изменить, выбиваясь из сил.
Глава 1. Отношение к испытаниям.
В этой главе Иаков показывает, как неправильное отношение к испытаниям является причиной потери радости.
Итак, цель послания — приказ радоваться, научить радости, показать, что радость является результатом веры, мышления и исповедания...
Наши эмоции, которые мы выражаем в адрес Божьего Творения чрезвычайно важны, потому что Бог Сам творил мир с необыкновенной радостью (Притчи 8 глава) для того, чтоб и мы радовались всему, что с нами происходит, воспринимая это как часть жизни, как урок, который нужен нашим душам, который является великой ценностью для нашей вечности.
2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были (настоящее время) совершенны (законченны, полны) во всей полноте, без всякого недостатка.
Поймите, что вы закончены в Божьем творении, что все люди закончены, вам не нужно меняться, у вас нет недостатков, оставьте свои идеалы и примите что вы созданы Божьим воображением, а не вашим. Вам нужно только искренне радоваться в любых обстоятельствах и верить, что Бог верен и Он всё сделал правильно. Оставаться в радости — это ваше испытание, и пребывая в ней, вы приобретаете стойкую способность (терпение) радоваться и ожидать хорошего.
5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему.
Бог — великий Даятель. Он всё даёт просто и без упрёков. У него нет к тебе претензий, нет требований оплатить его благие дары. Напротив, твоё стремление отплатить может стать препятствием на пути к получению. Поэтому многие и не имеют мудрости, что просят не в надежде на Его милость, а торгуются с Ним: Ты мне, я — Тебе.
Терпение — это стойкость. В данном контексте, это стойкое пребывание в радости, постоянство в ощущении себя счастливым.
Когда вы сеете семя, вы же имеете мудрость терпеливо ожидать всходов? Вы же не выкапываете семя всякий раз, чтоб убедиться, пустило ли оно корень и дало ли росток? Вы же ожидаете с радостью того дня, когда увидите свежие ростки? Вы же уверены, что семя принесёт свой плод? Вот это и есть мудрое терпение.
Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; (Матф.13:24)
Иакова 4:
7 Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.
8 Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.
Здесь тоже говорится о терпении, которым укрепляется сердце от радости ожидания пришествия Господа, поэтому примите мудрость ожидания добра, и будьте к нему готовы.
...чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, (Еф.1:17,18)
Упражняйте свой ум в осознании Присутствии Творца во всём Творении. Соедините своё осознание себя с «Я есмь», с полнотой, наполняющей всё во всём, с единством и гармонией окружающего мира, который так нравится его Творцу. Поймите и примите, что всё от Бога, и искушения самого разного плана – под Его контролем. Радуйтесь, когда они есть в вашей жизни, потому что они тренируют вашу стойкость в доверии Богу.
Такое отношение, когда ты видишь во всём Бога и Его работу, а не себя и свои действия, избавляет тебя от комплексов неполноценности и всяких твоих недостатков, проявляя совершенный Божественный план, в твоём месте в Его мире. И если у тебя не хватает мудрости увидеть себя совершенным, то не надейся на свой ум и логику, которые смотрят на видимое, а прими Божественную мудрость, в которой тебе дано быть совершенным (Иак.1:4), законченным в Божьем творении. И нисколько в этом не сомневайся!
5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему.
6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.
Если ты веришь, что Бог — Даятель и даёт просто так, не упрекая ни в чём, тогда ты получишь просимое.
Если ты смешиваешь свои дела и труд Бога, то ты имеешь двойные стандарты. Если ты балансируешь между верой и делами, то даже не надейся получить благословение. Если ты не веришь, что Бог всегда занимает позицию Даятеля, то ты будешь стараться заработать Его блага, а это уже не вера, а сомнение. Когда ты ищешь как заслужить, ты не получишь просимое, потому что Бог даёт даром, просто и без упрёков. Ты и просишь и заслуживаешь — это двойная позиция, двойные стандарты, служение двум господам. Это запрещённое ношение двух одежд из разных материалов: Праведности Господа и самоправедности человека. Это непозволительная посадка на поле сердец двух несовместимых семян — закона и Благодати, любви и страха. Это балансирование на волнах, которые потопят тебя. Баланс – это сомнение.
Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. (1Петр.5:8)
Трезвитесь — это перестаньте качаться на этих волнах и займите одну сторону — сторону Бога, примите Его дела и радуйтесь всему готовому, чтоб дьявол не затянул вас в нескончаемый труд по собственному усовершенствованию. Бог — Даятель, Творец, у которого даже Слово неизменно.
9 Да хвалится брат униженный высотою своею,
10 а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.
11 Восходит солнце, [настает] зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.
Мы хвалимся своим совершенством, потому что это Бог, а не мы сделали себя совершенными. Это совершенство унижает наши дела и возвышает труд Господа. Мы не хвалимся своими делами, и не говорим о них, а смиряемся с тем, что сделал для нас Бог. Это Он настолько высоко вознёс нас в Своём Творении, что выше некуда. А всё, чем богат человек, всё, на что он способен – это мимолётно и не имеет никакого значения.
12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
Блажен человек, который продолжает радоваться в своих искушениях, потому что он видит только то, что Бог сделал — а это всегда славно! Он реально увидит полученную победу, данную нам любимым Господом.
А дальше Иаков показывает влияние мышления на создание собственных ситуаций:
13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.
17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
Только не говори, что это искушение пришло к тебе от Бога и что Бог тебя испытывает – о, нет! Все наши испытания рождаются в нашем сердце, в наших желаниях, в наших похотях, в наших мыслях. Всё это от нашего неверия и от нашего неправильного мышления. Ваши проблемы – это действие вашего мышления, а не испытания от Бога. Бог как был Светом, так Им и остаётся, неизменно и вечно, не изменяясь и не меняя Своего отношения к вам. Его даяния – это Благодать – добрый и совершенный дар, который не требует доработок – Дар – совершенный!
Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.
Он родил нас СЛОВОМ ИСТИНЫ – прекрасными, чистыми, совершенными, искупленными, чтоб мы носили в себе Его природу, которая ТОЖЕ ТВОРИТ СЛОВОМ! Здесь «чтобы и нам быть некоторым начатком Его созданий» — точнее перевести, «чтобы и нам создавать нечто своё» - Поэтому смотрите, что вы слушаете и думайте, что говорите! И продолжайте радоваться! Не забывайте, что это тема данного послания.
19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
20 ибо гнев человека не творит правды Божией.
21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
Поэтому не спешите высказаться, не торопитесь гневаться, вспомните кто вы, Кем вы созданы, как вы созданы, Кто в вас, насколько вы возлюбленны и совершенны — эта ПРАВДА потушит любой гнев и любое раздражение ещё в зачатке. Пусть это Слово Правды о великой любви Бога к вам, посеянное Духом Его в вашем внутреннем человеке укореняется и прорастает.
16 да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,
17 верою вселиться Христу в сердца ваши,
18 чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота,
19 и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. (Еф.3:16-19)
22 Будьте же исполнители (греч. поэтос, стихотворец) слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
Радуйтесь и ИСПОЛНЯЙТЕ Слово Истины публично, вслух, как прекрасную поэму, написанную для вас лично! Заучивайте это как стихи и продолжайте повторять снова и снова, чтоб Божья любовь укоренилась в вас, чтоб вы не забыли Истины замолчав, и не стали снова думать по-старому, забыв её, как своё отражение в зеркале, после того, как вы от него отошли. Только постоянно повторяя себе вслух, кто вы во Христе, вы получаете настоящую радость, независимую от искушений. Только постоянно исповедуя всё, что сделал с вами Иисус, вы сеете в себя, в своё сердце Слово, которое является тем семенем, которое прорастает в терпении – в радостном ожидании всходов.
И это не самовнушение. Самовнушение — это попытка убедить себя в красивом мнении, не имеющем надёжного основания. Но исповедание Слова — это утверждение в Истине, это Слово имеет твёрдое основание — Иисуса Христа, который одним Своим приношением сделал нас совершенными, оправдал нас Своим воскрешением, посадил с Собою в Небесах и родил нас свыше, от Божьего Семени, от Слова, от Себя. Исповедуя, что сделал с нами Иисус, кем мы стали для Отца, насколько мы теперь чисты, праведны и совершенны — мы утверждаемся в Божьей вере, в том, что ОН сделал с нами. Мы утверждаем Его дела, и эта вера превращает то, что мы ещё не видели в видимое.
23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:
24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
Если вы перестанете говорить себе кто вы для Отца, если вы не будете постоянны и терпеливы в исповедании Слова и в радости, что вас любят, что вы угодили Богу верою, что вы совершенны в Его работе, то вы забудете, кто вы во Христе и очень быстро потеряете радость.
25 Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем (греч. поэтос, стихотворец) дела, блажен будет в своем действии.
Кто вникнет в новый, совершенный закон свободы, в суть Нового Творения и продолжит повторять его неуклонно, тот и в своих действиях будет блажен, радостен и счастлив. Он будет иметь чистое и непорочное благочестие, и будет присматривать и за вдовами и за сиротами, и хранить себя от мира – всё это от познания совершенной свободы, а не от требования закона. Это благочестие благочестие является плодом Духа.
26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.
Что бы ни происходило, радуйтесь и исповедуйте завершённую работу Христа в вас, обуздайте свой язык и мысли, только так ваше благочестие по отношению к слабым будет настоящим. Если же вы будете думать и говорить злое, но при этом делать доброе людям, это будет пустым, лицемерным благочестием.
Если вместо того, чтоб быть в Господе:
- говорить то, что Бог о вас сказал,
- кем Он вас сделал,
- и в какую позицию Он вас поставил,
вы будете думать что вы благочестивы по своим делам, и продолжите говорить своим языком о своих делах благочестия, о своих высоких стремлениях, – то однозначно, вы себя сами обольщаете, и всё, что вы делаете, всё ваше хвалёное благочестие – это пустое, проклятое, как и все ваши дела, потому что сердце ваше не в Господе, а в себе.
Понимаете? Дела могут выглядеть добрыми, но это ваши дела по вашему разумению, это ваше благочестие, которым вы уже похвалились, это ваши дела, сделанные с злым сердцем, без радости, поэтому с позиции Бога это зло.
А кто чист по исповеданию веры, тот не оскверняет себя похвалою себе, как это делается в мире. Тот помогает слабым, тем, кто не может воздать в ответ. Это дела, которые, делались с радостью о Боге, они не заметны для окружающих, они не становятся достояниям гласности, потому что ими никто не хвалится, потому что делающие их не имеют даже мысли, что они этими делами могут что-то заработать.
Глава 2. О лицеприятии.
Лицемерие влияет на потерю радости.
Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
Братья мои, евреи! Поверьте в Иисуса Христа! Он Господь славы, а это значит что Он закончил всю работу, а не мы. И дело уже не в лицах, не в нас, а в Его завершённом труде. Это раньше вы по богатству судили, насколько человек предан Богу, а теперь Бог сделал нас всех равными, не от дел, чтобы никто не хвалился. Это раньше мы считали, что если человек богат, то значит его благословил Бог за его исполнение закона, как послушного раба. Сегодня мы все равны в Иисусе Христе по Благодати как сыновья одного Отца.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
(К Галатам 3:26-28)
А вы продолжаете жить не верой в невидимое, а делами видимого. Не духом, а плотью. Поэтому вы так уважаете богатство. Вот вам ещё одна причина, почему вы теряете радость.
2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, —
4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
Может сегодня мы и не настолько падки на богатых, зато очень лицемерно относимся к высокому рангу служителей, которые уже давно не служат братьям, а братья и церковь служат им, содержат, помогают, организуют им поездки по миру, оставляя без внимания стариков и сирот.
5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
Потому ныне богатые и гонят бедных, что не хотят обесценить своё богатство в глазах людей. Поэтому они надеются на свои дела, а мы на дела Бога, поэтому они богаты делами, а мы – верою. Поэтому они и гонят нас и бесславят доброе имя Благодати.
Осуждение закона лишает радости.
Если вы хвалитесь исполнением закона, то попадаете в позицию, где нужно исполнять всё, тогда вы находитесь в позиции виновного в любой мелочи.
8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете.
9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.
Если вы поступаете по закону, но при этом хотя бы смотрите на лица, то вы уже преступник всего закона. Если вы обвиняете словом, вы уже отвергли милость, если вы критикуете, то уже сами себя осудили на критику. Это ваши слова, которыми вы сами себя осудили. Вы потеряли радость от суда. А от этого вас всегда будет преследовать чувство вины и потеря радости.
Поэтому говорите и поступайте как отделённые от мира, живущие в законе свободы. Это закон, в котором милость выше заслуг.
12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
Опять же, если искреннее чувство — то это хорошо, а если вы только проявляете внешне вою любовь, не имея её в сердце — вы преступник закона!
Вы помилованы, вы прощены и оправданы. Говорите это, говорите это себе и другим. Вы никогда на суд не придёте, милость Божья восторжествовала над всеми нами во Христе Иисусе. Судите всех по закону свободы. Мы все свободны от суда, от осуждения, от критики — мы все - совершенное Божье творение во Христе. Бог больше никогда не будет гневаться на нас! Весь Его гнев излился на Голгофский крест и весь Его суд удовлетворён пролитием достойной Крови. Превозносите милость, не судите ни себя, ни других, вы свободны, выпущены из тюрьмы, вас не судят — это помилование! Вы не будете судимы больше никогда! Вы не придёте на суд! Сразу в Жизнь вечную, сразу в объятия Отца.
Вы видите, что принятие Благодати, принятие своей вечной прощённости, своего вечного оправдания, принятие того, что лично вы, вот вы — любимы Богом до безумия, без меры — что это всё делает с вами внутри!?
Вера и дела
Да, конечно, вера проверяется делами. Вера приносит плоды Духа. Это естественное движение духа, которому мы рабски подчинены. Человек всегда поступает так, как им движет наполняющий его дух. Или раб греха, или раб праведности. Дела — это следствие внутреннего движения. Что движет тобой, когда ты делаешь? Или ты хочешь это сделать — тогда это движение духа, или ты боишься потерять спасение и навлечь на себя осуждение со стороны — тогда это лицемерное дело, это отсутствие веры.
14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
Что толку, если вы ГОВОРИТЕ, ЧТО ИМЕЕТЕ веру в Бога, но исповедуете не Божьим дела, а свои? Во что вы тогда верите? В свои дела? По какой вере вы поступаете? Может ли такая вера вас спасти?
Когда вы смотрите на лица, то отказываете тем, кто нуждается в пропитании, по этому и видно, что вы людям угождаете. Вы даёте тем, кто вами манипулирует, кто сильнее и важнее вас. Вам проще отдать пожертвование богатому пастору, чем бедным в вашей церкви, потому что его мнение для вас более ценно, чем Божье. Вот такими делами и проверяется твоя вера. Ты можешь сколько угодно рассказывать, как ты помогаешь бедным, но если рядом с тобой в церкви сидит нуждающийся человек, а ты советуешь ему помолиться, и не рискуешь отдать ему то, что приготовил для значимого тебе пастора, то это мёртвая вера.
Многие говорят нам, что они своими делами доказывают свою веру, а во что ты веришь, если убрать твои дела? Вот убери дела и расскажи, во что ты веришь? Думаешь, что твои дела — это доказательство, что ты веришь? И какими делами нужно доказывать веру? Думаете добрыми? А кто их не делает? Чтобы делать добрые дела нужно иметь хорошее воспитание, а не веру.
Когда ты имеешь веру, то делаешь не добрые дела, а то, к чему тебя вдохновляет Святой Дух. И ты не можешь себя похвалить, поскольку был только Его инструментом.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? (От Матфея 25:37)
Те, кто хвалятся делами, постоянно контролируют, что и для кого они сделали.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? (От Матфея 25:44)
Если ты делаешь всё это, то хорошо делаешь. Если неверующий делает такое — тоже хорошо делает. Но этим ни ты, ни кто другой не заслуживаете милости перед Господом.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
Если тебе комфортно в лицеприятии, в страхе, в мнении большинства, то ты не знаешь милости Бога для себя лично, если ты не веришь, что ты лично помилован, а знаешь только, что Он есть Един над всеми – вообще, то эти «все» для тебя становятся важнее, чем Бог и Его личное участие в тебе, это не Божья вера. Бесы тоже в это верят.
Хочешь знать, без каких дел вера мертва?
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».
24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
Вот посмотри на Авраама – он рисковал быть сыноубийцей, и он убил бы сына, став преступником! А Раав стала предательницей в глазах своего народа. Она даже лгала, чтоб скрыть чужих шпионов, по такой духовной причине: чтоб сохранить свою жизнь. Но они поступили по вере, а не по лицеприятию. Если бы они смотрели на большинство, то не сделали бы этих дел веры. Если бы они делали «добрые» дела, то вот эти дела никак нельзя было бы назвать добрыми. Сегодня в церквях о них бы сказали, что они бунтари.
А в чём твой риск? Если ты поступаешь по плоти, как все – это мёртвая вера.
Только то, что сделано в духе, несмотря ни на кого, является доказательством веры Богу.
Глава 3. Сила языка.
Эта глава снова делает акцент на исповедании на слове и языке. Тема — радоваться!
Итак, Иаков пишет иудеям с целью научить их радоваться. Он доказывает, что радость, вера и правильное мышление творят их жизнь и производят дела веры. Так же он уже упомянул важность исповедания — исполнения слова, важность говорить о себе слова веры. Теперь он развивает мысль о влиянии слов:
1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
2 ибо все мы много согрешаем (πταίω- сталкивать, поражать, опрокидывать. НЕ — ἁμαρτάνω — не имеет отношения к слову «грешить»! ). Кто не согрешает (πταίω) в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
Вы сталкиваетесь лбами в собраниях, стараясь не выслушать, а научить друг друга, поэтому в горячности забываете о силе слова. Все мы много чего говорим, стараясь поразить друг друга в дебатах. Те, кто осознаёт своё совершенство, тот и в словах чист, он и над телом властен и в делах свят.
Думаете, что то, что вы говорите — это мелочи?
3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
5 так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
6 И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
8 а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]?
12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду.
Помните, что написано в 1-й главе? Что мы сотворены Богом, как начаток Его природы, и что как Он творит Словом, так и мы своим языком создаём себе своё будущее.
Язык управляет всей жизнью. Когда вы спорите, вы то благословляете, то проклинаете им, потому что всё это исходит из сердца. Как вы себя не приукрашивайте, что ни говорите о себе, язык ваш выдаст всю вашу суть. Какова природа сердца, таковы и его слова.
«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.» (От Луки 6:45)
Ваши слова выявляют вашу суть, а не суть других людей. Расскажи мне о своём друге — и я буду знать какой ты друг, расскажи о своём начальнике — и я буду знать, каким начальником ты будешь, расскажи о своих коллегах — и я буду знать как ты работаешь... Ты всегда расскажешь только о себе.
Вы есть то, что вы в себе думаете (не важно о ком) и что говорите вслух — вот кто вы настоящий. От ваших мыслей и слов следуют ваши слова и действия. Это производит плод того духа, который живёт в вас.
Понимаете, почему Писание настолько против лицемерия? Потому что если ты будешь просто сдерживать себя, то по принципу пружины, когда сорвёшься — будет больно всем.
Поэтому не важно, что о тебе говорят другие, важно, что ты говоришь о них. Когда ты знаешь, кто ты, тогда тебя невозможно обидеть, невозможно обвинить, тебе невозможно доказать, что ты ущербен! Ты свободен! Тебя невозможно загнать в комплекс неполноценности и доказать, что тебя нужно менять, доделывать и переделывать. Тебя невозможно закрыть в клетку чужих идеалов «истинного христианина». Ты свободен. Нет рамок, нет пружин, есть уверенность, что ты и Иисус — одно, что ты полноценный орган Его Тела.
Когда ты знаешь, что ты совершенен потому что это Сам Бог сделал с тобою, когда ты говоришь о себе, осознавая своё совершенство во Христе — когда ты ЗНАЕШЬ КТО ТЫ, потому что увидел это в ЗЕРКАЛЕ и ахнул!.. Тогда ты знаешь, что идеальных людей нет. У Бога все Его дети разные, но одинаково чистые, совершенные и любимые. Свои Богу.
«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.» (К Филиппийцам 4:8)
Вот с таких мыслей начнутся и слова.
13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
Не надо доказывать в спорах свою мудрость, ваши слова и ваши дела сами покажут вашу кротость и вашу мудрость. Начни со своих мыслей и своего сердца. От ваших мыслей и слов зависит то, что с вами происходит.
14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.
15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,
16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое.
Не надо лгать на Истину и обвинять Бога, что вы впадаете в искушения от Него, как и написано в 1-й главе. Что ваши болезни, неустройства и всё худое, что с вами происходит – это Его испытания вам – это мудрость бесовская. Не Божественные испытания, а зависть и сварливость порождает ваше неустройство и всё худое.
«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,» (От Иоанна 14:15,16)
Мир хранится в сердце. Слово «соблюдать» имеет значение «хранить». Сердце является источником жизни. То, в чём вы соблюдаете своё сердце, то и происходит в вашей жизни. Чем вы озабочены? Милостью или осуждением чужих проступков? То, что хранится в сердце, то говорится и языком, то и приносит плод в вашу же жизнь.
Иисус дал нам Святого Духа, излил в нас Свою любовь Духом Святым, дал нам новые сердца, на которых уже написаны все Его заповеди так, как Он их понимает. Сохраните их. Храните в сердце мир, храните МИР. Не воюйте ни с кем внутри себя! Храните чистоту мышления, верьте в то, кто вы теперь во Христе. Храните, и Дух принесёт Свой плод.
17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.
Те, кто хранит мир в сердце, у того и плод соответствующий, плод Истины, и мудрость их полна света и чистоты, и поступки их полны милосердия, и слова сладки, и плоды добрые, без пристрастия и лицемерия.
Глава 4. Критика
Претензии к Богу, которые были озвучены как искушения в 1-й главе имеют корень внутри человека.
1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
Посмотрите, от Бога ли ваши вражды и распри? Разве это – Его искушения? Вы воюете внутри себя, в своих мыслях спорите между собою, а потом это проявляется во вражде друг с другом.
2 Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите.
3 Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
Вы и к Нему обращаетесь, чтоб только оправдать свою плотскую внутреннюю сущность, которая является не Его сущностью, но природой лукавого мира. Вы сами себя оправдываете, потому что не принимаете Его оправдания. Это состояние гордого сердца. Вы не имеете, потому что не принимаете. А когда просите, то просите на плотские вожделения? Для усиления вражды и доказательства своей правоты? Чтоб сталкиваться в дебатах ещё больше? И думаете ещё и получить что-то?
Посмотрите, какую веру имеют евреи — для них просить у Бога по Его милости — это значит уже получить. У них нет сомнения в том, что Бог хочет и может их благословлять, потому что это ОН обещал. Но люди не могут получить добро, если язык говорит злое, потому что это слова, а слова сказанные с верою осуществляются.
4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?
6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
Мы уже посмотрели в предыдущих главах, чем вы противитесь Богу: ропотом на искушения, колебаниями между законом и Благодатью, лицемерием, подчинением мнению большинства, завистью, сварливостью, войной внутри себя...
Ваши горькие мысли и злые слова – это дружба с миром и этим вы враждуете с Богом. Вы думаете, что Ему всё равно, кому вы отдаёте себя в пользование? Вы же принадлежите Ему, Он ревнует о вас! Поэтому гордый и попадает в огненные искушения, что хранит в сердце горечь, не доволен тем, что имеет, и не радуется Божьему Творению в любых обстоятельствах.
7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
8 Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.
9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль.
10 Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.
Покоритесь Богу, радуйтесь! Перестаньте потакать дьяволу, обвиняя как он. Перестаньте балансировать между ним и Богом, между принятием и сомнением, между делами и верой, между обвинением и оправданием. Перестаньте шататься на волнах как двоедушное создание. Сокрушите надежды на своё богатство, не радуйтесь своим заслугам и оплачьте свою значимость, перестаньте доказывать свою правоту – смиритесь – дело не в вас! Примите Благодать, познайте, что Бог больше всего и важнее всего, только Он Единственный, Кто вознёс вас до Самого Себя.
11 Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.
12 Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
Не злословьте друг друга, потому что это злословие Торы и суд над Торой. В ней написано, что Бог сотворил людей, а если вы их злословите, то злословите Его труд. И себя не злословь. Не ты себя создал и ты не можешь изменить себя. Всё, что тебе остаётся — это принять жизнь как данность и любить. Критикуя себя, ты точно так же критикуешь других. Поэтому Иисус взял на себя суд и осуждение, чтобы вы поняли уровень своего спасения. Вы спасены не по вашим заслугам, а по Его милости. Вы оправданы Христом, а не своими делами, поэтому не оправдывайте себя, за счёт обвинения других. Больше нет виноватых. Не судите, суд завершён, все, кто во Христе — оправданы!
13 Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»;
14 вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.
15 Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», —
Вот вы обвиняете других и доказываете их неверие их бедами, глядя на лица, имущество и проблемы. Ведь вы всегда считали, что богатство и успех — это доказательство верности Богу, а раз у людей проблемы, значит Бог отвернулся от них за их грехи? Но не думайте, что их беды – это доказательство вашей правоты. Вы не знаете, что случится с вами завтра, и в какую ситуацию вы попадёте. Может ещё хуже, чем они.
16 вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.
17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.
Вместо того, чтоб надеяться на Бога во всём, включая саму жизнь, вы надеетесь на свои дела. Следовательно, глядящие и разумеющие доброе — делают добро, а если добро не от сердца — это грех.
Разумейте, с чего начинается добро.
Глава 5. Будьте проще.
Стараясь важно выглядеть, вы тоже теряете радость.
1 Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.
2 Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.
3 Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.
4 Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.
5 Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.
6 Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.
Послушайте вы, кто доказывает свою принадлежность Богу своим богатством, одеждами, регалиями, званиями – всё это сгнило, умерло, потеряло значимость. Это не Божье благословение – это удержанная у работников плата. Люди уже плачут от ваших поборов, а вы всё не напитаетесь. Вы и Праведника убили, Он не противился вам.
7 Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.
8 Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.
9 Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.
10 В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.
11 Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.
А вы, братья, следите за своим языком, укрепляясь в сердце верою, будьте терпеливы в своём исповедании, радуйтесь, не смотря на обстоятельства, принимайте друг друга без критики и осуждения — Господь близко. Вы обязательно получите результат, как и многие пророки древности, потому что Бог верен Своему Слову и Он весьма милосерд.
12 Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению.
13 Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.
14 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
Отвечайте просто «да» или «нет», а не с клятвою и пышностью, не старайтесь выглядеть не тем, что вы есть. Если в проблеме – молитесь, если в радости – пойте, если кто болеет, позовите молитвенную группу, пусть молятся и мажут елеем. Исцелит же молитва веры, вместе с принятием прощения грехов.
16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
17 Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.
18 И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.
Не стесняйтесь признаваться друг другу в проступках. Когда вы стыдитесь, что лоханулись, этот стыд начинает контролировать ваши мысли и вы теряете радость. Вы совершенны не от того, что вы что-то не так сделали, а вас такими сделал Бог. Мы ученики, а не мастера, наши слабости очень хорошо помогают нам не возноситься друг перед другом. Поэтому цените даже это.
Молитесь друг за друга, в такой молитве есть великая сила. Помните как Илия в сердцах сказал и сразу произошло то, что не было дождя три года и шесть месяцев. А потом очень долго молился, прежде чем дождь пошёл. В любом случае ответ будет.
19 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его,
20 пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.
И если кто из вас уклонится от Истины (что мы рождены прекрасными, чистыми, совершенными, искупленными) и снова вместо предлежащей нам радости будет требовать от вас дел, пугать вас грехами, неисполнением и злыми словами – это ложный путь, постарайтесь вернуть его к Благодати, милости и жизни в законе свободы.
Так же по этой теме:
Так возлюбил Бог мир
Как умирают от вечери те, кто принимают её «недостойно».
Слово, которым навевают страх на церковь перед вечерей, совсем не так страш...
Притча о драгоценной жемчужине. Взгляд благодати.
45 Ещё подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,4...
Комментарии: