Слово «совесть» в Библии встречается только в Новом Завете, и в лексиконе номеров Стронга имеет следующее значение:
- сознание;
- совесть.
В стихе
«Иначе перестали бы приносить [их], потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов» (К Евреям 10:2).
Это слово переведено как «сознание», а в
«Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1-е Петра 2:19).
Как «помышляя».
Поэтому, когда пишется о «доброй» или «чистой» совести, то это больше относится к мышлению. А вот когда это относится к разделению на добро и зло, тогда к совести, как это написано о языческой совести:
«ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (К Римлянам 2:14,15).
По справедливости для человека оборачивается добром его исполнение закона, и злом, если он закон нарушил. С младенчества человеку прививаются понятия закона: что ему делать или не делать, чтоб было хорошо и не было плохо. Этим у ребёнка воспитывается его совесть. Совесть – это результат воспитания. Она является судьёй всех поступков человека, она постоянно в его мыслях или оправдывает его или обвиняет на основании воспитанного в нём закона. В разных традициях понятия закона разнятся, а с ним разнится и понятие совести.
Ответственные родители прививают младенцу закон с детства, и такому ребёнку легко жить в обществе, строить отношения и быть хорошим человеком. Но если ребёнок не воспитывался в подчинении закону, то его совесть позволяет ему производить преступные действия. Закон нужен человеку до времени взросления, до совершенства, до Христа.
Когда человек в своей совести сам себя оправдывает – это самоправедность, а когда сам себя обвиняет, на основании той же совести – это самобичевание. Это всегда «само», потому что судится своей совестью.
Совестью познаётся добро и зло, она является плодом закона. Закон – это дерево добра и зла, а совесть – плод этого дерева.
Закон обеспечивает морально-нравственные нормы общества, а эти нормы всегда красивы и хороши. И никто на этот счёт даже не думает спорить, с этим согласится любой человек. Ах, если бы все люди соблюдали эти нормы, на земле был бы рай! Поэтому, когда Жена взяла в руки плод этого дерева, она совершенно справедливо оценила его как хороший, красивый и, вероятно, очень вкусный.
До сих пор любая религия любуется этим плодом и вкушает его. И даже церковь Божья не устояла от такого соблазна, заменив слово о кресте на свод правил, которые она обязана исполнять.
Но здесь нужно понимать, что слово о кресте – это внимание на Иисусе Христе, распятом, который был повешен так же как медный змей, для того, чтоб на него СМОТРЕЛИ. А совесть всегда смотрит в противоположном направлении – на человека, и судит дела человека на соответствие исполнению морально-нравственных норм. Поэтому Иисус в терминах Эдемского сада представляет собой Дерево Жизни, а закон – Дерево познания добра и зла.
Совесть всегда судит. Павел пишет о свободе, в которой он ходит, о том, что за его свободой подглядывали, что его осуждали и что он не уступал, чтоб покориться закону, оставаясь свободным от него во Христе. А людей, которые его осуждали, он называл лжебратьями.
«а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас» (К Галатам 2:4,5).
Павел даже уточняет, что он не судит себя на основании своей совести, и добавляет, что чужая совесть для него так же не является мерилом добра и зла. И если он соглашается что-то делать на основании чужой совести, то только ради самого человека, чтоб приобрести его для Христа.
«Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?» (1-е Коринфянам 10:28,29).
Те продукты, что Павел не ел с этим человеком, он свободно ел с другими, потому что не делал из этого закона.
Для язычника совесть – это его бог. И сегодня многие говорят, что бог живёт у них в сердце. Даже многие, называющие себя христианами, продолжают превозносить свою совесть выше Бога, возмущённо спрашивая: «это что же, получается надо быть бессовестным?!». Нет, нужно родиться свыше и найти учителя, который научит тебя слышать голос святого Духа, и не будет держать тебя возле себя, а отпустит на волю, доверяя тебя Господу.
Иисус говорит:
«И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (От Иоанна 12:47,48).
Внутри Иисуса нет суда, как нет суда всем, кто находится в Нём, поэтому в Нём нет и суждения по совести. В Нём нет вины, в Нём все оправданы. Во Христе чистота помыслов не судит ни себя, ни других, потому что каков Иисус, таковы и все кто в Нём. Суд состоит в Слове — в законе, но не в Благодати, не в Иисусе Христе. Во Христе оправдан, вне Христа – осуждён.
Не важно, насколько ты хорош, если ты питаешься от дерева познания добра и зла. Неважно, насколько ты совестливый человек, если ты так и не поверил, что ты оправдан во Христе. Нравственность и мораль не отведут тебя на небеса. Этого не достаточно, эта чистота как запачканная одежда. Павел мог хвалиться не только нравственностью, но и своим фарисейством, своим учением и дотошным исполнением всех постановлений Божьего закона. От рождения и до своей смерти за Имя Христа он более любого из нас был предан Благовестию. Ему удалось подчинить Христу большую часть мира того времени. Вряд ли кто-нибудь из нас мог бы встать рядом с ним в своей совести. Но автор большинства посланий Нового Завета назвал всё это мусором.
«хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (К Филиппийцам 3:4-8).
Как Иисус говорил о праведности фарисеев:
«Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (От Матфея 5:20).
Он говорил именно об их праведности, о тщательном исполнении закона, о людях, непорочных по закону Божьему, подобно Павлу, о людях с чистой совестью. Но этой чистоты совести не достаточно, нужно нечто большее. В Иисусе Христе понятие совести завершило своё действие, за своей недостаточностью.
Иисус сказал:
«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (От Матфея 5:27,28).
По закону тот, кто не прелюбодействует, не может быть виновен в прелюбодеянии, даже если он желал этого в своём сердце. Иисус назвал живущего таким пониманием виновным, потому что совесть судит, если согрешил, а если хотел согрешить, но устоял, то тут совесть хвалит себя. Совесть исчерпала себя, она не является гарантией святости.
Во Христе нет суда, нет деления на добро и зло, у того, у кого нет в помыслах нечистого, тому не нужен самосуд.
Иисус взял на себя нашу вину для того чтобы совесть больше не имела права нас осуждать. Потому что именно она является мерилом гордости, она обесценивает нас в наших же глазах, отворачивает взгляд от креста и является препятствием для принятия достоинства Сыновства.
Так же по этой теме:
“Вникай в себя и в учение”. Позиция благодати.
Многие проповедуют, что это исследование собственного сердца, поступков,...
Комментарии: