Знание и Мудрость
Двойственность начертания Мем (מם) отражает знание, открытое человеку и тайну, скрытую от него.
Человек всегда стремится к знаниям. Есть знания открытые, которые приходят через ум, логику, рассуждения, через расчёт и наблюдение – это знания буквальные, видимые, внешние.
Но наряду с этим, есть знания скрытые, неявные, интуитивные, когда ты не можешь их объяснить словами или передать буквой, но имеешь внутреннее убеждение, что это так. Эти знания можно описать только образно, поэтически, вдохновенно, через улавливание их глубокого смысла, высаживая как семя внутри своего сознания.
Притчи.
Иисус почти всегда говорил притчами. Для всего народа это были обыденные рассказы, и буквально понятные явления. Но только Своим близким ученикам Он раскрывал их духовную суть. Поэтому именно духовное понимание Писания со времени Нового Завета становится главным преимуществом верующих. Буквальное понимание Писания возвращает под закон и лишает благодати и веры. Для буквального понимания не нужна вера в то, что Бог завершил Свою работу. Для буквального понимания нужны буквальные дела человека, как будто Бог Свою работу не завершил. Буквальное понимание не присуще ученикам, ученикам нужен Дух Писания, раскрывающий тайный, сокровенный смысл Божественного Послания.
Как двойная буква, мудрость тоже имеет двойное происхождение. Есть Божественная мудрость, духовная, приносящая мир, радость и праведность. Но есть ещё и мудрость человеческая, есть знание буквы, которое надмевает.
Тайна
Иисус открыл нам тайну.
«И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе» (1 Тимофею 3:16).
Иисус – это та вода, которая пришла с неба и вернулась обратно не тщетно, а вместе с нами. Иисус — это самая великая тайна, которая открывается нам Святым Духом. Без Него это невозможно понять, принять и реализовать это в свою жизнь.
«Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,…Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух всё проницает, и глубины Божии» (1 Коринфянам 2:7,9,10).
Благодаря Иисусу и посланному Им Святому Духу нам теперь открыты тайны Бога.
Две мудрости
Мем – это Тора, это Божественная мудрость.
«… Я, премудрость, … Я родилась прежде, … когда ещё Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной» (Притчи 8:12, 25, 26).
И Мем – это Иисус, который был явлен прежде всего, которым всё сотворено. В 8 главе книги Притч Дух Святой описывает позицию мудрости во время сотворения, и эта мудрость точно соотносится с Сыном Божьим.
В Первом послании Коринфянам апостол Павел первые главы посвятил рассуждению о мудрости Божьей и мудрости человеческой.
«И слово моё и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша [утверждалась] не на мудрости человеческой, но на силе Божией. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих…» (1 Коринфянам 2:4-6).
Эта мудрость не во временных делах. Павел сравнивает мудрость со строительством дома.
«Ибо мы соработники у Бога, [а] вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нём]; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос…» (1 Коринфянам 3:9-11).
Итак, основание строения – это Иисус Христос. Это только то, что Он сделал. Там нет ничего, что мы делаем, но только Он, Его завершённый труд и Его Подвиг искупления.
На одном и том же основании можно построить совершенно разные строения. Божья мудрость – это строение огнеупорное, а человеческая мудрость – материал огнеопасный, духовное понимание – это Божественная мудрость, буквальное понимание – человеческая. Божьи вечные дела – это Божья мудрость, человеческие временные дела – это человеческая мудрость.
«Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1 Коринфянам 3:12,13).
Когда мы строим свою жизнь на том, что сделал Иисус, то в любой день, когда на нас приходит осуждение, давление или угнетение, мы смотрим на то, кто мы в Иисусе Христе, и это держит наше строение неизменно крепким.
Но, если мы строим свою жизнь на том, что делаем мы для завершения своего спасения, то когда приходит осуждение, давление или угнетение, все наши дела, которые нам казались раньше правильными, подвергаются сомнению, становятся пустыми и незначащими. Наше строение горит и разрушается.
Так, какая же мудрость будет подобна драгоценностям, а какая будет гореть от небольшого уголька?
«От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Коринфянам 1:30).
Итак, мудрость состоит в том, что Иисус стал для меня Божественной премудростью, абсолютной праведностью, полным освящением и великим искуплением. Это драгоценности, которые Иисус дал мне для строительства своего дома, это материал, который устоит в любом огне. Это Его всеоружие, Его одежда, Его Дух, Его Победа.
Дела, которые я делаю во имя Бога, сгорят ярким огнём от поднесённого уголька, потому что рождены от буквального требования, от человеческого понимания Слова, от знания видимых явлений, от желания угодить Богу, от желания получить что-то от Бога, от страха быть осуждённым, от неверия, что Иисус уже полностью, раз и навсегда, вместо меня угодил Богу. Дела, которые Иисус сделал ради меня, переживут вечность.
В том, что сделал Иисус – нет моей части, нет моего труда, нет моих стараний и нет моих служений. Он совершил Свой подвиг не благодаря моим будущим делам, а вопреки им. Все мои старания делают моё строение огнеопасным, а дело Иисуса не подвергается сомнению – оно огнеупорно, оно не постыдит.
«И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Моё, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде» (Исаия 50:7).
Мудрое строение
«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] – вы» (1 Коринфянам 3:16,17).
Я – святой Божий храм, мои стены – премудрость, праведность, освящение и искупление от Бога. Мои стены: святость Христа, цена креста Искупителя, праведность Сына Божьего, очищающая сила крови Его Агнца. Если кто-то захочет разорить мои стены, и убедит меня, что этого мало, что это недостаточная цена и я должна сделать часть своей работы, которая является огнеопасным материалом, того покарает Бог!
Здесь нет и намёка на моё исполнение заповедей, на моё правильное поведение, на моё исповедание грехов, на моё служение людям, на мою нравственность или долг перед обществом. Гори оно всё синим пламенем! Как вы думаете, если я буду жить Духом Божьим, который живёт мною, который есмь любовь, который есмь доброта, который есмь сила, который есмь святость, нужны ли мне будут эти заповеди?
Божья премудрость состоит в том, что я знаю, что когда я прихожу к Отцу, Он смотрит не на мою премудрость, не на мою праведность, не на моё освящение и не на моё искупление. Он смотрит на Того, кто сделался для меня премудростью, праведностью, святостью и искуплением от Него самого. И это дар совершенный, неизменный и вечный, этот Дар – Иисус Христос.
«…Ныне сделалась известною … многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем дерзновение и надёжный доступ через веру в Него» (Ефесянам 3:8-12).
Но для тех, кто убеждает меня исполнением закона достигать святости, это безумие.
«Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, …» (1 Коринфянам 3:19).
А слово о кресте для мира — юродство, потому что на нём Цена заплачена, заплачена! Не мной заплачена! Моё юродство состоит в том, что я прихожу к Отцу, не исследуя состояние своего сердца, но я абсолютно уверена в идеальном состоянии сердца моего Агнца и моего Первосвященника Иисуса Христа. И в этом у меня точно нет сомнения, поэтому и мир Божий, который превыше всякого ума сам соблюдает моё сердце:
«Не заботьтесь ни о чём, … и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Филлипийцам 4:6,7).
Принятие благодати не вмещается в ум человеческий. Если бы это хоть чуть-чуть зависело от меня, я бы не нашла себе покоя, постигая бесконечное лукавство и испорченность своего человеческого сердца.
Мудрость пришла свыше, от Бога. Иисус и всё, что Он сделал – это Божественная мудрость.
«Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, – и дастся ему» (Иакова 1:5).
Эта премудрость родилась прежде земли, прежде неба, прежде начальных пылинок Вселенной для радости всех сынов человеческих. Это простое Евангелие, это благодать без упрёков.
Бог даёт всем просто, бесплатно, свободно, не удерживая, не задерживая, не попрекая, не торгуясь. Бог даёт с благоволением, с удовольствием, с готовностью. Он любит отдавать, это Его природа, Его сущность, Его сияющая слава.
Комментарии: